Доклад на тему
Формирование у учащихся личностных и коммуникативных УУД как основа самореализации и социализации личности.
За последнее время в обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Школа должна не только вооружать знаниями,умениями и навыками, а формировать УУД для использования и применения этих знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
УУД разделяются на 4 вида: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор
1. Личностные УУД важны, так как благодаря им отражается отношение ребёнка к социальным ценностям в обществе.
2. Личностные УУД отражают отношение ребенка к учебному процессу.
К личностным УУД относятся:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся,
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Способы формирования личностных УУД:
Во-первых, действия учителя должны быть осмысленными.
Во-вторых, педагогу, как и ребёнку, необходимо в себе развивать внутреннюю мотивацию, то есть двигаться вверх.
В-третьих, задача, поставленная учителем перед обучающимся, должна быть понятна, но ещё и внутренне приятна малышу, это значит, что данное дело станет для него значимым.
В-четвертых, в классе должна царить атмосфера успеха.
В-пятых, помогать ребёнку должен не только педагог, но и сосед по парте.
В-шестых, учитель не должен скупиться на похвалу и поощрения, ведь у грамотного педагога обязана быть сформирована система оценивания, которую дети должны знать.
В-седьмых, учителю самому необходимо научиться быть творцом, чтобы каждый его шаг стал открытием для ребенка.
Формирование личностных УУД в процессе использования современных образовательных технологий:
- Технология проблемного диалога;
- Технология проектной деятельности;
- Технология продуктивного чтения.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию и регулирование об-ся своей учебной деятельности. Не менее важно научить уч-ся прогнозировать свои результаты, проводить самоконтроль. Сверяя свои ответы с эталоном, они корректируют свою устную и письменную речь.
Познавательные УУД - овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с ситуациями общения, отобранными для основной школы, освоение знаний о разных способах выражения мыли в родном и изучаемом языке, приобщение уч-ся к культуре, традициям и обычаям страны изучаемого языка; формирование умения представлять свою страну в условиях иноязычного межкультурного общения.
Познавательные УУД включают в себя и общеучебные –постановка и решение проблемы. Важно научить уч-ся ставить познавательные задачи, видеть проблему, представлять свое мнение, аргументировать его; выделять основное в тексте , осознанно строить высказывание с опорой на образец и без нее.
Коммуникативная деятельность делится на два типа: личностно-ориентированная и социально-ориентированная.
Коммуникативные УУД - развитие коммуникативных универсальных действий во всех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме) , формировании УУД в условиях системно-деятельностного подхода. Обучающиеся должны имеют возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать необходимые средства их достижения, контролировать и оценивать процесс своей деятельности. Создаются условия для развития личности, готовности к непрерывному образованию, обеспечивается успешное усвоение знаний, умений и навыков. Наша основная задача – создание условий для формирования УУД на урок.
Согласно самому общему определению, социализация – это процесс и результат освоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития, то есть преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм и правил поведения, формирования мировоззрения. Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка – с другой стороны.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, активного взаимодействия с окружающим миром. Овладеть социальным миром – значит не просто усвоить сумму сведений, знаний, умений, образцов, а обладать, владеть тем способом деятельности и общения, результатом которого он является.
Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания.
Учитель начальных классов Филиппова Е.А. |