Проблемы и реалии современного обучения предмета «Технология»
Аннотация.Значение труда для становления личности, место предмета «Технология» в современных системах образования, пути усовершенствования содержания и организации современного урока технологии, которые реализуются недостаточно эффективно в рамках требований Государственного образовательного стандарта.
Ключевые слова:технология, трудовое воспитание, Государственный образовательный стандарт, проектная технология, здоровье-сберегающие технологии, игровые технологии, групповые технологии.
Актуальность. Современный этап становления и развития вызывает необходимость соответствующих преобразований в деятельности социальных институтов общества, нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Подготовка молодежи к самостоятельному труду, профессиональному самоопределению и овладению профессиями является одной из главных целей системы общего образования, и, в первую очередь, ее важнейшая составляющая –технологическая подготовка школьников. [4]
Цель. Анализ современного обучения по предмету «Технология», проблемы и пути их решения.
Анализируя программы предмета «Технология» [3], можно сделать вывод, что все они касаются не столько содержательного наполнения программ, сколько организационно-процессуальной стороны трудового обучения в школе. Учителя-практики обеспокоены вопросом в каких условиях осуществлять трудовое обучение обучающихся 1-8 классов. Сегодня актуальным является вопрос оптимальных форм организации учебного процесса в условиях действующих образовательных стандартов, выяснение путей выполнения образовательных функций учителя технологии в современных условиях.
Среди вопросов, которые остро волнуют учителей трудового обучения сегодня являются: тенденция к сокращению часов преподавания технологии в учебных планах; устаревшая база школьных мастерских; разделение классов, в зависимости от наполненности, на подгруппы; как достичь цели изучения тем учебной программы?
Все предложения и замечания по решению проблем современного трудового обучения можно разделить на две группы: от радикальных, которые предлагают полностью изменить содержание программ, количество часов на изучение предмета по новому подойти к делению классов на подгруппы при изучении технологии, ставят категорические требования по материально обеспечения учебных мастерских, к конструктивным, направленным на поиск путей совершенствования тех составляющих содержания и организации современного трудового обучения, которые реализуются недостаточно эффективно в пределах требований обновленного Государственного образовательного стандарта. [1]
Анализ исследований и публикаций.
«Технология» занимает важное место в современных системах общего образования и входит в перечень концептуальных разделов подготовки школьников всех развитых государств. Она играет стратегическую роль в обеспечение непрерывного образования человека-труженика, развитии его творческих способностей, воспитании стремления к постоянному самосовершенствованию.
В работах учёных-педагогов о значении труда сказано очень много.
В. А. Сухомлинский указывал на облагораживающую силу труда: «Если ребёнок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком» [6, c. 134].
По мнению К. Д. Ушинского «Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушить ему неутомимую жажду труда» [7].
Трудовое воспитание способствует физическому, нравственному воспитанию, и развитию личности: развивает такие качества как любовь к труду (трудолюбие), уважение к результатам труда (как собственного, так и чужого); формирует положительное отношение к труду, как жизненно необходимому процессу (потребность в труде). Занятые различными видами труда дети сообразительны, изобретательны, у них богатый словарный запас. Участие в трудовых процессах положительно влияет на их поведение, дисциплинирует. [7]
А. С. Макаренко считал, что трудовое воспитание – один из основных путей формирования личности. Он утверждал, что человек, не умеющий трудиться и добросовестно относиться к труду, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других, без помощи других живет неряшливо, нерадиво. [2, с.143]
Не следует забывать о трудовом воспитании, как элементе социализации. Еще А. С. Макаренко говорил о социальной значимости труда: «Совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу» [2, с. 228]. С помощью трудового воспитания можно сформировать более крепкие связи в коллективе и тем самым развить самостоятельность детей, их личную и групповую ответственность, личную инициативу. Современное общество не мыслит себя без активной творческой личности, способной к сотрудничеству и работе в команде.
Изложение основного материала. Основной целью технологической подготовки обучающихся является формирование технически развитого человека, подготовленного к жизни и активной трудовой деятельности в современном высокотехнологичном, информационном обществе; жизненно необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, основных компонентов информационной культуры учащегося, обеспечение условий для их профессионального самоопределения, выработки у них навыков творческой деятельности, воспитание культуры труда, формирование графических умений и навыков, пространственного мышления. [5, с.216].
В рамках школы, на сегодняшний день, процесс организации трудового обучения затрудняют некоторые факторы:
Возрастающая учебная нагрузка, и как следствие повышенная утомляемость детей. Домашние задания по школьным предметам практически не оставляют обучающимся времени для рукоделия и творчества. Теоретические домашние задания по трудовому обучению не могут принести радости созидательного труда.
Престиж предмета «технология» в сравнении с математикой, языками, историей и т.д. у родителей и обучающихся достаточно низкий. Большинство из них считают трудовое обучение легким предметом, не требующим особой подготовки к урокам, а это самое пугающее заблуждение. Ведь ребенок не только должен знать устройство швейной машины или станка, а и уметь на них работать, устранять несложные неполадки. Знать терминологию разных видов работ, классификацию материалов и их свойства. Уметь планировать процесс изготовления изделия и изготавливать его с соблюдением правил охраны труда. И на все это один час в неделю.
В некоторых семьях детей намеренно ограждают от выполнения каких-либо трудовых поручений. В результате оберегания от обслуживающего труда, дети вырастают неподготовленными к трудовой деятельности на бытовом уровне, не самостоятельными и неспособными к элементарному самообслуживанию. Поэтому и трудовое обучение в школе для них становится нежеланным предметом, и переубедить, вдохновить на работу таких детей сложно.
Трудовое обучение самый дорогой для родителей школьный предмет. Как бы учитель не пытался подобрать объекты труда с наиболее низкой себестоимостью, все равно нужны материалы, а иногда и недостающие в мастерской инструменты. Хорошо бы, если бы была возможность обеспечивать обучающихся одинаковыми материалами.
Устаревшая материальная база школьных мастерских . В большинстве школ нет станков, верстаков, швейных машин, кухонного оборудования. Материалы для практических работ учителя приобретают самостоятельно, с учетом имеющего оборудования для его обработки.
Среди ведущих мотивов трудовой деятельности обучающихся можно выделить познавательный интерес. Но удивить сегодня ребят непросто, так как в Интернете можно найти множество обучающих мастер классов. С одной стороны, такие видео являются хорошим подспорьем на уроке, а с другой стороны обучающиеся, которые предпочитают работать с видео дома, теряют интерес к урокам. Здесь нужно думать над поощрением самостоятельной работы, которая, возможно, станет хобби ребенка. Огромным пробелом для трудового обучения является отсутствие компьютерной техники и сети Интернет в мастерских.
Невероятно изобретательному приходится сегодня быть учителю при изучении любимой темы многих поколений обучающихся «Кулинария» и все равно это не те уроки, о которых рассказывают девчонкам мамы, как они варили, жарили, запекали, консервировали. Неужели никогда нам не договорится с санэпидемстанцией о приемлемых нормативах проведения практических работ.
Четкая организация труда и рабочего места, безукоризненное знание приемов безопасной работы, умение работать с технической документацией иногда кажутся обучающимся несущественными, а показать, как это важно можно разве что с помощь виртуальной экскурсии. Предприятия не работают, а увидеть производственный процесс в живую должен каждый ребенок хоть один раз.
Отсутствие связи с предприятиями – это самая большая проблема профориентационной работы. Изучение производств по видео и картинкам никогда не сравнится с экскурсией.
Растет количество детей с хроническими заболеваниями, в том числе аллергическим, которым некоторые виды трудовой деятельности частично или полностью противопоказаны. Поэтому при организации трудовой деятельности следует учитывать индивидуальные особенности детей и осуществлять подбор заданий в соответствии с ними.
Еще один фактор, который вносит раздор в организацию трудового обучения, деление обучающихся на группы. Например, в одной параллели, с разным количеством обучающихся, разным количеством мальчиков и девочек. Один делится на гендерные группы, другой на смешанные, а третий вообще не делится. И тут начинаются жалобы родителей и детей. Чтобы ребята учились с удовольствием, классы, на мой взгляд, должны делится по гендерному признаку, независимо от количества обучающихся.
Вывод. Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе. Сокращаются часы на преподавание предмета. Безусловно, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных приоритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Предмет «Технология» знакомит детей с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играет важную роль в развитии самостоятельности обучающихся, их эстетической, экологической культуры. Поэтому предмет «Технология» необходим в общеобразовательной школе.
Задача учителей предмета «Технология» находить пути решения существующих проблем. Разрабатывать программы кружков и факультативов, находить спонсоров, браться за проекты с призовым фондом, вовлекать родителей для организации экскурсий. А пока каждый обязан, используя весь свой талант, разнообразные методики и технологии, сделать урок максимально эффективным, раскрывающим перед ребенком мир творчества, дарящий радость успеха. А успех окрыляет, делает человека счастливым, готовит к новым открытиям на пользу себе и Родине. |