Доклад для выступления на Рождественских чтениях
Александровой Галины Владиленовны, учителя русского языка и литературы МОУ СОШ № 16
г. Подольска Московской области
Первые митрополиты Древней Руси
В 2015 году будет отмечаться 1000-летие преставления св. равноапостольного князя Владимира, с именем которого неразрывно связано принятие христианства на Руси. Изучение исторического процесса христианизации Киевской Руси, роли в нем Владимира невозможно без учета межпредметных связей, ведь и на уроках древнерусской литературы, и на занятиях по отечественной истории ученики знакомятся с фактами из жизни князя Владимира; из «Повести временных лет» они узнают о том, как был сделан исторический выбор веры, объединившей древнерусскую народность и создавшей единое культурное пространство на территории современных России, Украины и Белоруссии. Следует расширять кругозор школьников, приводя на уроках малоизвестные им сведения о первых митрополитах, прибывших из Византии на Русь. Ведь именно им, верховным церковным иерархам, надлежало содействовать распространению православной религии в древнерусском обществе, воспитывать новообращенный народ в христианском духе милосердия, кротости, сострадания, иными словами, участвовать в формировании нравственного идеала человека-христианина.
Поэтому на уроках гуманитарного цикла и во внеклассной кружковой работе целесообразно приводить данные о первых митрополитах, их роли в просвещении и наставлении своей паствы на путь христианских ценностей. Учитель обращает внимание учащихся на то, что первыми митрополитами на Руси были греки, сведения о которых крайне скудны: первым из них был Михаил, упоминаемый в Житии св. князя Владимира.
Большую роль в духовной и религиозной жизни Киевской Руси эпохи Ярослава Мудрого сыграл первый русский митрополит Иларион (поставлен митрополитом в 1049 или 1051 г.), автор знаменитого «Слова о законе и благодати». Знакомство детей с этим произведением очень важно для формирования их мировоззрения и воспитания, ведь именно Слово давало ответ на вопрос, в чем смысл крещения, чем иудаизм («Закон») отличается от Благодати (христианства). Догматическая часть Слова подкрепляется святоотеческими высказываниями, библейскими параллелями. На примере этого памятника, заложившего основы ораторской прозы, школьники знакомятся с использованием приемов красноречия, которые в дальнейшем будут широко использоваться в древнерусской литературе, в том числе в творчестве «русского Златоуста» - Кирилла Турвоского
Однако не менее важным для понимания учащимися исторического значения этого произведения Илариона является его общественно-политическое и патриотическое содержание, приобретающее особое звучание в памятную годовщину кончины Владимира. В отечественной истории, которую с принятием христианства русский митрополит Илларион рассматривает как часть мировой, он ищет и находит духовные деяния, равные апостольским. Роль князя-крестителя подобна роли императора Константина, сделавшего христианство государственной религией Византии. Владимир сравнивается также с апостолами Иоанном Богословом, Фомой и Марком, обратившими в христианство многие народы. Иларион напоминает своим читателям страницы славного прошлого Руси: деяния предков Владимира - Игоря и Святослава, которые «победами и крепостию поминаются ныне» и, что особенно важно и подчеркивается митрополитом, владычествовали не «в худе и неведоме земли… но в Русской, «которая ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли».
По вкладу в духовное наследие Древней Руси только один из митрополитов-греков раннего периода может сравниться с Иларионом – это митрополит Никифор (на митрополичьей кафедре в Киеве с 1104 по 1121 г.). Сохранившиеся произведения Никифора (два «Послания Владимиру Мономаху», «Поучение в неделю сыропустную» и «Послание Ярославу Святополчичу о ересях латинских») знакомили древнерусского читателя с религиозными и богословско-философскими взглядами византийских авторов второй половины XI в. и в большой мере содействовали просвещению и воспитанию древнерусского общества. Позднее они вошли в Великие «Минеи Четьи», созданные митрополитом Макарием в XVI в. Уникальность Никифора заключается в том, что он сумел проникнуться нуждами Древней Руси, не уставал обличать пороки русского общества, среди которых выделял два основных – лихоимство и пьянство, участвовал в антилатинской полемике. Знакомство школьников с «Посланиями» Никифора к Владимиру Мономаху полезно не только для понимания роли византийского культурного наследия в древнерусской книжности, но и плодотворно при изучении «Поучения Владимира Мономаха», так как помогает в воссоздании образа этого выдающегося политического деятеля Киевской Руси. Особенно интересно в этом отношении «Послание о посте», в котором наряду с учением о трехчастности души развиваются мысли о том, какими качествами должен обладать правитель. Если «Послание о посте» решает вопрос об идеальной княжеской власти, то «Поучение Владимира Мономаха» очень важно при рассмотрении на уроках вопроса формирования нравственного идеала человека-христианина.
При изучении «Поучения Владимира Мономаха» учитель отмечает те человеческие качества, которые этот князь советует развивать и воспитывать в людях: аскетизм, неприхотливость в еде и питье, воинскую доблесть, правдивость, милосердие к убогим, сиротам и вдовам, особое почитание гостей, стремление к знаниям.
Чтение же «Послания о посте» показывает, что его автор Никифор, духовный отец и наставник Владимира Мономаха, создал в нем образ идеального правителя, каким он, несомненно, считал Владимира. При этом сделал он это весьма своеобразным образом. Используя свои большие познания в византийской литературе, в которой в этот период активно разрабатывалась антропологическая проблематика, он рассказал князю о пяти органах чувств (зрении, слухе, обонянии, вкусе и осязании), которые являются слугами души, при этом «проверив» князя по каждому из этих органов. Никифор находит Владимира безупречным по 4 из них (исключение составляет слух, через который в князя входят клевета и слухи). Сквозь идеализированный образ князя-христианина проглядывают человеческие черты Мономаха: он прост и скромен в жизни и одеждах, во время военных походов спит на сырой земле, довольствуется малым в еде, внимателен и милостив к своим подчиненным. Его руки тянутся не к сокровищнице. а к неимущим, которым он старается раздать золото и серебро. Он гостеприимен; собирая гостей и желая им угодить, на пиру сам он мало пьет и внимательно наблюдает за гостями,. Мономах - достойный собеседник Никифора, наделенный большими знаниями и острым умом. Таким образом, те качества, которые хочет видеть в людях и в первую очередь в своих наследниках Мономах, присущи ему самому в изображении Никифора. Интересно, что «Послание Владимиру Мономаху о посте», позволило впоследствии митрополиту Макарию (Булгакову) считать его «одним из лучших произведений нашей древней словесности».
Таким образом, привлечение на уроках древнерусской литературы материалов о первых митрополитах Древней Руси не только расширяет кругозор детей, углубляет их знания по русской словесности, но и содействует воспитательным целям.
Тема, связанная с изучением деятельности первых митрополитов на Руси, приобретает новое историческое значение в наши дни. Очень важно и учителям истории и особенно преподавателям русского языка на уроках, посвященных начальному периоду становления древнерусской народности и государственности, говорить о единых корнях и истоках древнерусской (восточнославянской) народности лишь впоследствии (в ΧΙΙΙ-ΧΙV вв.), разделившейся на русских, украинцев и белорусов. Единство древнерусского языка и православной культуры, проводниками которой были первые русские митрополиты, – свидетельство существовавшего некогда единства этих народов, напоминание об этом особенно актуально в современных условиях, когда политики и ангажированные ими историки Украины сознательно стараются разрушить память об этом единстве, говоря об украинцах как нации, существовавшей уже в IX в. и не имеющей общей истории с восточными славянами.
Используемая литература
История русской литературы XI-XVII веков. Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1984.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 2. М., 1995.
Молдован А.М. Слово о законе и благодати Илариона. Киев, 1984.
Чиста молитва твоя, Поучение и послания древнерусским князьям киевского митрополита Никифора /Изд. подогот. Г.С. Баранкова. М., Ихтиос, 2005.
|