Родительское собрание
«Роль семьи в воспитании ребенка»
Составила Ломакина Г.Г. -
учитель начальных классов МОУ СОШ №16
Цель: 1. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
2. Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
3. Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
4. Разработать рекомендации для родителей «Как общаться с ребенком».
Предварительная работа:
Оформить группу пословицами о семье:
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• Вся семья вместе, и душа на месте.
• Не нужен и клад, коли в семье лад.
• Дружная семья гору сдвинет.
• Дома и стены помогают.
• В родной семье и каша гуще.
Подготовить выставку детских рисунков на тему «Семейный очаг».
Записать на видео или магнитофон высказывания детей о семье.
Дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья… ».
Подготовить атрибуты для игр «Бабушкин сундук», для «Веселой мастерской».
Ход собрания
1. Учитель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы собрались сегодня здесь, чтобы обсудить вопросы семейного воспитания и проблемы в воспитании детей, возникающие на современном этапе, у родителей. Послушайте стихотворения Агнии Барто:
Нет, уйду я насовсем! А то я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми!
Буду жить один в лесу, земляники припасу. Хорошо жить в шалаше, и домой не хочется.
Мне, как папе по душе одиночество.
Пруд заброшенный найду, в чаще спрятанный,
Разговоры заведу с лягушатами.
Буду слушать птичий свист утром в перелеске.
Только я же – футболист, а играть то не с кем!
Хорошо жить в шалаше, только грустно на душе!
Ведущий задает родителям вопросы:
• Как вы думаете, почему мальчику стало по душе одиночество?
• Что могло случиться, почему он решил жить один в лесу?
• Бывает ли у вас такое желание и настроение?
• Почему оно появляется?
• Как вы думаете – появляется такое желание у ваших детей?
• Какова тому причина?
2. Выступление учителя.
Каждому ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. В атмосфере признанного родительского авторитета, который принимается ребенком как должное. Все мы много раз слышали от детей уверенное: «А моя мама сказала! » или «А мой папа делает так! ». Очень важно не потерять такое абсолютное доверие со стороны ребенка. А для этого родители должны серьезно относиться к своим словам и поступкам, не допускать расхождения слов с делом. Важно создать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях с детьми. Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. Семья – это школа воспитания чувств. В семье воспитываются чувства любви, сопереживания, радости. Добрые чувства побуждают ребенка к действию, развивают в нем активность, отзывчивость. Положительные эмоции – большая нравственная сила, о воспитании которой семья заботится с первых дней появления ребенка на свет. Известно, как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки, старших брата или сестры. Дети очень впечатлительны и склонны к подражанию. К сожалению, дошкольники нередко подражают и дурному: их жизненный опыт невелик, действия недостаточно осознанны. Часто повторяющиеся негативные примеры формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы дошкольника и неблагоприятная обстановка, поэтому родителям важно контролировать свои суждения и поведение, быть доброжелательными, выдержанными, подавать детям положительные примеры в общении друг с другом, другими людьми. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать; в семье должно поддерживаться любое проявление ребенком творчества, инициативы, самостоятельности. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержки любящих родителей.
3. Выступление о влияния старшего поколения на развитие ребенка.
Семья для ребенка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Старшие члены семьи, бабушки и дедушки, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка.
Сегодня многие пожилые люди, выйдя на пенсию, посвящают свободное время внукам. Стараются поделиться с ними богатым жизненным опытом, любовью, мудростью – всем, что, возможно, не успели дать в свое время детям. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор, который благодаря им выходит за тесные семейные рамки, ребенок приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.
Дедушек и бабушек отличает способность поделиться с детьми эмоциональным теплом, чего часто не успевают сделать родители ребенка из-за недостатка времени или из-за своей незрелости. Говорят, что между пожилыми людьми и детьми существует какая-то волшебная связь. Сказка, рассказанная дедушкой, интереснее, чем та же сказка, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают важное место в жизни ребенка и потому, что они ничего не требуют от него, не наказывают, но всегда готовы выслушать его, посочувствовать, помочь.
Но нередко многие бабушки и дедушки, по мнению родителей, портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками. В отношениях бабушек и дедушек с внуками есть и другие подводные камни. Зачастую они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что родители запрещают. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и, когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.
Трудности, связанные с влиянием дедушек и бабушек на детей, в каждой семье, конечно, разные, многое зависит от близости отношений (совместное или отдельное проживание, возраста семьи, её социальной зрелости и т. д. Идеальной моделью сегодня считаются «близкие отношения на известном расстоянии», когда молодая семья живет отдельно, но ходит в гости и пользуется услугами старшего поколения.
4. Игра «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Учитель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
• Большая красивая книга русских народных сказок;
• Альбом и краски;
• Банка варенья, шоколад, конфеты;
• Котенок;
• Игрушки бабушек и дедушек;
• Пряники, ватрушки;
• Перчаточные куклы для кукольного театра;
• Спортивные атрибуты;
• Рыбий жир.
5. Презентация семьи «Самая, самая семья… ».
Учитель предлагает всем желающим поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья… ». В своем выступлении участники должны рассказать:
• Из кого состоит семья (их родословная) ;
• Историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
• О семейных реликвиях;
• О семейных традициях;
• О семейных увлечениях, хобби;
• О семейной мечте.
7. Педагог-психолог раздает родителям памятки «Как общаться с ребенком».
1. Всегда принимайте активное участие в жизни семьи.
2. Находите время, чтобы поговорить с ребенком.
3. Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все его трудности.
4. Помогайте развивать способности и таланты.
5. Не оказывайте на ребенка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.
6. Имейте представление о различных этапах в жизни ребенка.
7. Уважайте право ребенка за собственное мнение.
8. Относитесь к ребенку как к равноправному члену семьи, у которого пока просто мало жизненного опыта.
9. С уважением относитесь ко всем остальным членам семьи.
10. Ежедневно давайте ребенку почувствовать свою любовь и заботу.
8. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.
|