Пояснительная
записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету
«Окружающий мир» 3 класс создана на основе:
·
Федерального и регионального компонентов
Государственного стандарта начального общего образования;
·
Примерной Программы начального общего образования. М.,
«Просвещение», 2011год
·
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2011 год;
·
Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год.
Программа «Окружающий мир»
разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы
обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Изучение
окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
·
развитие восприятия как
умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и
др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать,
поддерживать учебный диалог;
·
освоение знаний об
окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке
и его месте в природе и в обществе;
·
воспитание позитивного
эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы,
экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой
созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое
физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи.
За годы обучения
в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные
нравственные качества: отзывчивость,
ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные
задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи,
психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы:
— принцип гуманистической
направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода,
уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности
и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций
духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на
защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического,
нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий
тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания,
доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его
индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка,
повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи
и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности
в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления
личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Особенность данной программы состоит в том,
что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории,
которые являются основой для построения содержания образовательного компонента
(предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и
опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания,
является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир
рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы,
как создатель культуры и как ее продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с
природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. При
этом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических
связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения
и сохранения здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на
осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них
таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную
трудовую и праздничную культуру народов своего края.
Внутренний строй программы определяют
важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет
представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО,
КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность
создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с
природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые
ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее
пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает
им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере
человеческого бытия.
Благодаря
культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять
интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников.
Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках
изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а
также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом
факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета
загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.
П. Левитана «Твоя Вселенная».