Урок-игра
8 класс
Торговля, (правила покупки)
Продолжительность урока-игры: 1 ч.
Задачи урока-игры:
- проиллюстрировать механизмы торгового обмена;
- познакомить с правилами покупки;
- сформировать представление о природе обмена.
Категории: альтернативная стоимость, аукционная продажа, лот.
Материалы: деньги, или символы денег, товары (рулон туалетной бумаги; пачка жевательной резинки; 2-литровая бутылка пепси-колы; 2 одинаковые книги, или фотографии, или открытки, при этом одна чистая, а вторая – с автографом авторитетного человека).
Ход урока
- Тема урока
Учитель (объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой). «Торговля, или обман».
Ученики. Ошибка!
Учитель (исправляя ошибку). Психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошибся?
Ученики. Наверное, вас обманывали в магазине… Продавцы всегда обсчитывают… Торговля получает прибыль обманным путём…
Продавец, обман, прибыль – ключевые слова обычного ассоциативного ряда проблемы торговли. Дождавшись, чтобы назвали эти понятия, можно ставить проблему урока.
Учитель. А кто, по-вашему, виноват в обмане?
Ученик. Нечестные продавцы!
Учитель. Неужели они такие плохие и злые люди?
Ученики. Они, может, и не злые, но обманывают, чтобы получить больше выгоды.
Учитель. Именно! Существует даже поговорка «Не обманешь – не продашь». И она становится эпиграфом нашего урока (можно записать на доске). Только в конце предложения мне бы хотелось поставить знак вопроса. Потому что избежать обмана всё же можно.
Проблема поставлена. Ученики пока убеждены в злой воле продавцов и готовы сделать всё, чтобы не попасться на их удочку. Самое время использовать азарт учеников в игре.
- Игра
Игра на уроке – необыкновенно эффективный приём. Подробно принципы игростроительства на уроках будут рассмотрены в следующей главе, а пока только одно: переход к игре невозможен без изменения стиля преподавания учителя.
Учитель. Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны. Первый лот аукциона «Кот в мешке». Участвуют только те, кто готов купить товар вслепую! Итак, мы начинаем.
В качестве оплаты можно принимать символы денег – игровые купюры или карманные деньги старшеклассников. Второй вариант предпочтительнее, ибо делает игру более реальной. Опыт показывает, что старшеклассники имеют необходимые для игры суммы. После игры деньги, конечно, возвращаются.
Учитель (показывает мешок с неизвестным товаром). Я готов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества. До сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар находился в оппозиции официальной прессе. Начинаю торги. Начальная цена – 1 р.
Ученики (перебивая друг друга). 5! 10! 15! 20!
Учитель. 20 р. раз, 20 р. два, 20 р. три! Продано!
Счастливый ученик направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и чувства.
Учитель. Как тебе кажется, что в мешке?
Ученик. Может быть, книга или редкий журнал.
Учитель (достаёт из мешка загадочный товар). Это… рулон туалетной бумаги.
Несмотря на разочарование «счастливца», приходится признать точность информации о товаре: туалетная бумага – и гениальное изобретение, и признак интеллигентности, и оппозиция газетам.
Учитель. Какие чувства ты испытываешь?
Ученик. Меня обманули.
Необходимо проанализировать игровой опыт и закрепить его на конкретных понятиях.
Учитель. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?
Ученики. Купил неизвестное… Приобрёл «кота в мешке»…
Учитель. Сформулируем и запишем первое правило покупки: необходимо иметь полную информацию о товаре.
Объявляю второй лот! Жевательная резинка «Орбит» (показывает пачку жвачки). Стоимость резинки в магазине – 8 р.! Начальная цена лота – 5 р.!
Ученики. Я! Мне! 10 р.!
Учитель. 10 р. Раз, два, три. Продано!
Учитель. Я обещал жевательную резинку «Орбит». Получайте! (Выдаёт одну пластинку из пачки «Орбит».)
Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на свою доверчивость и самоуверенность.
Учитель. Вы можете уличить меня во лжи?
Ученики. Нет.
Учитель. Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?
Ученики. Не всё узнал о товаре… Не спросил, сколько товара покупает…
Учитель. Правильно! Можно записать второе правило покупки: необходимо согласовать количество покупаемого товара.
Учитель. Теперь, мы, наверное, знаем всё о вариантах обмана и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходима нежная, пузырящаяся, холодная пепси-кола. На торги выставляется 2 л супернапитка! Спешите! Вы без обмана приобретаете ровно 2 л пепси-колы. Стоимость бутылки в магазине – 20 р. На нашей распродаже только 10! Начальная цена 10 р. (Ученики торгуются. Обычно торговля в этом лоте идёт до 50 р.)
Учитель. 50 р. Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста. (Словно спохватываясь.) Я обещал, что продам 2 л пепси-колы?
Ученики. Да-а!
Учитель. Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся выпить напиток прямо сейчас!
Многократно повторенный опыт гарантирует: выпить залпом 2 л пепси не сможет никто. Энтузиазм самых азартных учеников исчезает после трёх-четырёх стаканов.
Учитель. Вы заплатили за пепси 50 р.?
Ученик (чуть живой). Заплатил…
Учитель. Готов избавить вас от мучений. Доплатите ещё 10 р., и я заберу бутылку обратно.
В конце даже самый упорный сдаётся и платит… за возврат товара! Ничего парадоксального в этом нет. Работает правило снижения полезности блага.
Ученик. Согласен!
Учитель. И снова ошибка при покупке. Кто виноват на сей раз?
Ученики. Покупатель. Он не знал об условиях продажи.
Учитель (записывает). Третье правило покупки: необходимо иметь информацию об условия купли-продажи.
Скорее всего, существую другие способы «честного» обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно и неинтересно. Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоминания. Урок незаметно переходит в стадию анализа, правда, опять-таки с помощью игры.
Учитель. Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, ибо это книга вашего любимого автора! Это учебник по экономике! Начальная цена – 10 р.! Купивший приобретает пятёрку по предмету и моё расположение. Раз, два, три! Продано! (Ученик подходит за товаром.)
Это может быть книга, фотография, пластинка и др. Главное требование: это должен быть значимый для учеников товар.
Учитель. Вы приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли книгу с автографом автора?
Ученик. А за сколько?
Учитель. А сколько бы вы дали?
Ученик. В два, в три, в четыре раза дороже.
Учитель. Они ваши! И книга, и автограф! Но позвольте спросить, в чём разница между книгой и книгой с автографом?
Ученики. Автограф можно показать… Доказательство знакомства с автором… Больше будут уважать…
Учитель. То есть вы покупаете себе уважение?!
Ученик. Ну да…
Учитель. А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, авторитетнее?
Ученики. Наверно, нет…
Учитель. Значит, вы обманываете себя, заплатив деньги за псевдоуважение! Не кажется ли вам, что обман покупателей начинается с их самообмана? Вспомним. Первый покупатель был уверен, что ему продают книгу, а не туалетную бумагу, так как желал, чтобы его больше уважали. Второй и не предполагал, что его могут обмануть, и переоценил уважение к себе. Третий не думал, что над ним так поиздеваются, ибо он-то себя уважает. Наконец, четвёртый решил просто прикупить уважение.
Отметим четвёртое – главное правило покупки: нельзя обмануть того, кто сам себя не обманывает.
Анализ завершён, и урок подходит к концу. Наступает момент истины, когда требуется узнать, что поняли ученики из урока-игры. Получился ли из урока экономики урок эконософии. Ученики непредсказуемы. Они такие же авторы урока, как и учитель. Не имеет смысла писать подробных конспектов урока. Настоящий учитель тот, кто всегда знает, с чего урок начнётся, и никогда не знает, чем он закончится.
- Анализ урока
В отличие от занятия урок продолжается и после его окончания. Для учеников это выражается в осмыслении пережитого. Для учителя – в анализе хода урока.
Задачи урока выполнены не только формально, но и дидактически. Ученики усвоили информацию каждый на своём уровне: кто-то на предметно-действенном, кто-то на эмоциональном, кто-то на логическом, а кое-кто и на мировоззренческом. Подобная дидактическая вариативность принципиально важна, ибо одним дано уметь, другим чувствовать, третьим знать, а иным понимать действительность. Для учеников все способы отражения учебной реальности равноправны.
Содержательная сторона урока построена на принципе разноуровневой достаточности.
Уровень практического навыка. Часть ребят в ходе урока просто потренирую навык действия при покупке: внимательность, активность в защите своих прав. На следующем уроке они вряд ли сформулируют 4 правила покупки, но в подобной экономической ситуации сделают гораздо меньше ошибок.
Уровень фактических знаний. Вторая группа ребят усвоит чёткий алгоритм поведения покупателя, зафиксированный в 4 правилах. Эта памятка станет для них предпосылкой правильных действий при покупке.
Уровень экономического мировоззрения. Кто-то сможет уловить глубинную связь между этикой, психологией и экономикой в поведении человека. Это подтолкнёт ученика к анализу других экономических ситуаций, в которых он может оказаться.
Содержательная идея урока заключена в парадоксальном, на первый взгляд, утверждении, что в обмане покупателя виноват… сам покупатель! Подобное критическое отношение к собственным поступкам может показаться однобоким. Однако также однобоко одностороннее обвинение продавца. Для полной картины происходящего в торговле следующий урок предпочтительно посвятить поведению продавца и изучении правил продажи товара.
Психологическая сторона урока проста и прозрачна: игра позволяет оптимизировать процесс усвоения знаний и подключить к мыследеятельности максимальное количество учеников.
Тематика урока настолько важна и универсальна, что разработку можно использовать в курсах экономики, правоведения, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности и даже на классном часе.
|