|
Воскресенье 22.12.2024 04:17 |
|
|
|
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16" |
План-конспект урока Н. Носов « Огурцы»
Н. Носов « Огурцы»
Цели урока: Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.
Задачи урока:
Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;
Умение анализировать характер и поступки героев;
Умение составлять план рассказа.
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование:
● Портрет писателя Н.Н.Носова
● Выставка книг писателя
● Набор карточек с названиями его произведений
● Отрывки из произведений для чтецкой разминки
● Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов из рассказа
● «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова
● Кассеты с записью из м/ф о Незнайке для физкультминутки
Орг. момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.
- Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.
- Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи «маленького человечка». Обозначьте своё настроение.
2. Проверка дом. задания.
- Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.
- На прошлом уроке мы познакомились со шведской сказкой:
« Принцесса – лгунья»
Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.
Кто помог Перу? Каким образом? Почему?
Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?
Дома вы должны были нарисовать девушку- звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске).
Какая идея этой сказки?
Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
Слово пуще стрелы разит.
Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.
« Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят».
прочитайте пословицу медленно.
подумайте, о чём говориться в скороговорке
проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.
произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.
кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.
произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление, гнев, страх, с ! , с ?. интонацией.
произнесите пословицу, выделяя на каждое слово ударение.
Подготовка к восприятию текста.
Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза. (На доске – рисунок театра).
Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте главного актёра театра.
Коротышка озорной
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка
И зовут его…Незнайка.
(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).
Незнайка( Форманчук Дмитрий)
-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.
-Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.
Незнайка: «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).
На доске портрет Н. Носова.
Биографические сведения о Н.Н.Носове.
Учитель
-Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».
Ученица ( Сяркина Анастасия)
Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.
Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.
Учитель
Н.Н.Носов – автор таких произведений как «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры». За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.
Н.Н.Носов умер 31 год назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.
4. Физкультминутка ( проводить Незнайка)
-А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.
5. Первичное чтение.
Угадайте название рассказа Н. Носова.
Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!
А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова « Огурцы» (фонограмма)
- Кто главный герой этого произведения?
А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение «трудных» слов.
6. Подготовка к восприятию.( с. 115 учебника).
а) читай целыми словами.
место – поместил - поместились.
б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.
о- гля- ды- вать- ся – оглядываться
о-0ста-но-вил-ся- остановился
в) Читай внимательно.
Соврал- сорвал
Совать - соврать
Нарвали- наврали
Выпрошу - выброшу.
Чтение и анализ рассказа Н. Носова.
Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по «цепочке». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.
а) чтение учеником ( Тюркаев) вслух до слов : « …. Котька начал вынимать огурцы из карманов»
-предположите, что могло произойти дальше с Котькой?
( ответы 1-2 учеников)
Озаглавьте эту часть ( Котька пришёл домой радостный)
б) Выразительное чтение учащихся до слов: «Котька повернулся и медленно- медленно пошёл по улице».
автор: Абрамова Кристина
мама: Галимова Карина
Котька: Курманов Денис
- Это I часть- вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.
Что мы узнали о двух друзьях?
Как вы относитесь к поступку Павлика?
- Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске)
Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый)
- Чему радовался Котька?
- Какая у Котьки мама? В чём проявляется её строгость? Справедливость? Доброта? Настойчивость?
- В чём проявляется её любовь к сыну?
- Озаглавьте эту часть.( Пусть лучше у меня не будет сына..)
в) Чтение II части до слов: « Котька побежал домой…»
- Это Кульминация - наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения.
Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать)
Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх).
- Какие черты характера проявились здесь у Котьки?
- Каким изобразил его автор?
- Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный)
- Каким был дедушка – сторож? ( честным, трудолюбивым)
- В чём вы почувствовали его строгость?( зачитать6 А ты на Павлика не смотри…)
- В чём проявилась доброта дедушки?( мудрый- не кричал, не наказал)
- Озаглавьте эту часть. ( Встреча с дедушкой- сторожем)
г) чтение III части учащимися вслух. ( Развязка - логическое заключение).
- Каким вы видите здесь Котьку?
- Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке?
( « сынок» )
- Почему дедушка так обращается к мальчику?
- Чему радовался Котька в конце рассказа?
-Озаглавьте III часть рассказа.( Одобрение дедушки)
- Каким вы увидели мальчика?
- Понравился ли вам герой рассказа? Почему?
- Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. ( « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен» Сделайте вывод.
ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.
- От чьёго имени ведётся рассказ?
Так как вы актёры, попробуйте проинсценировать этот рассказ.
Озвучим эти картины.
Автор: Форманчук Дмитрий, Матвеева Дарья
Мама: Сяркина Анастасия, Савельева Марина
Котька: Мамаев Роман, Козловский Никита.
Сторож: Бежан Женя, Радченко Даниил
Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?
( Необходимо выразить возмущение, строгость.)
- какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа ( а) Радость, б) чувство удивления, досады, растерянности; плач;
Проверка знания текста.
На доске приготовлены листочки. Необходимо последовательно их распределить.
Котька пришёл домой радостным.
Всё равно они уже расти не будут.
Пусть лучше у меня не будет сына…
Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.
А ты на Павлика не смотри, сам…
На душе у него было радостно.
( на доске запись этих предложений.)
Молодцы! Справились!
Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения:
Стыдно сказать, а грех утаить.
Есть совесть, есть и стыд,
а стыда нет, и совести нет.
Правда дороже золота.
В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ
Н. Носов назвал «Огурцы»?
( Огурцы были испытанием для Котьки. Из всего случившегося он вышел достойно.)
9. Подведение итогов.
-Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.
-Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?
-Какую оценку поставите?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
-Покажите мне его при помощи «маленького человечка».
-На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.
Дома: с 115-119 « озвучить» иллюстрации к рассказу.
Оценка класса.
|
Категория: Мастер-класс | Добавил: денис82 (10.03.2015)
| Автор: Перова О.С.
|
Просмотров: 7496
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|