Интегрированный урок: физика + алгебра (7 класс)
Тема урока: Расчет пути и времени движения. Линейная функция и её график
Цель урока: обучающая –формирование знаний и умений учащихся по расчету пути и времени движения; применение линейной функции и её графика к решению физических задач; объединение знаний по математике и физике; воспитывающая – овладение умением аккуратно строить графики; развивающая – развитие обобщенных знаний и целостного представлания о физических явлениях.
Ход урока:
- Подготовка учащихся к началу работы
- Актуализация имеющихся знаний (фронтальная беседа)
Учитель: Какое движение называется механическим?
Ученик: Изменение с течением времени положения тела относительно других тел
Учитель: Чем характеризуется это движение? В буквенном обозначении запишите на доске.
- Ученик: Путь( ) Скорость ( v ) Время ( t )
Учитель: Что означает понятие равномерное движение ?
Ученик: Скорость остается постоянной.
Учитель: В математике вы изучали линейную функцию. Запишите формулу прямой пропорциональности на доске.
Ученик: Y=kx
- Изучение нового материала
Учитель: Цель сегодняшнего урока заключается в установлении взаимосвязи линейной функции с уравнением равномерного движения. Что от чего зависит в линейной функции вида y=kx?
Ученик: Y зависит от x: y – зависимая переменная; x- независимая переменная; k – постоянная величина.
Учитель: Как изобразить эту функцию графически?
(Учащиеся чертят график на доске)
Обратимся к движению. От чего зависит путь ?
Ученик: От скорости и времени движения.
Учитель: Но скорость при равномерном движении остается величиной постоянной. Тогда от чего зависит путь?
Ученик: При постоянной скорости путь зависит от времени.
Учитель: Сравним две формулы: y=kx и s=vt. Сделаем вывод: пройденный путь при равномерном прямолинейном движении прямо пропорционален времени.
Давайте расшифруем уравнение s=2t. Что означает цифра 2?
Ученик: V=2м/с; v=2км/ч.
- Правильно. Постройте график этого уравнения, если v=2м/с.
Ученик: Заполним табличку на два значения и с её помощью построим график
Учитель: Найдите по графику путь, пройденный за 3с.
Ученик: S=2 м/с * 3с = 6 м.
- Проверка степени понимания учащимися нового материала
Учитель: Каково практическое значение того, что пройденный путь прямо пропорционален времени?
Ученик: Удобно рассчитывать путь, график наглядно характеризует движение.
Учитель: Имеет ли это отношение к полету космических кораблей, движению тел во Вселенной?
Ученик: Да, имеет и позволяет рассчитывать положение тел.
Учитель: Опишите движение тел, задаваемых графиками.
- Самостоятельная работа по уровням
1-й уровень
- По графику пути равномерного движения
Определите путь, пройденный телом за 4 с после
Начала движения. Найдите скорость движения тела (s=20м; v=5 м/с).
- Постройте график равномерного движения тела, если оно имеет скорость 2м/с.
2-й уровень
- По графику скорости равномерного
движения определите скорость движения
тела через 3с после начала движения.
Найдите путь, пройденный телом за 2с. (v=10м/с; s=20м)
- Постройте график равномерного движения тела, если оно имеет скорость 3м/с.
3-й уровень
- На рисунке построены графики
движения пешехода и велосипедиста.
Определите: а)какое время они были
в пути? (t1=1 ч; t2=1 ч);
б)какой путь проделал пешеход? велосипедист? (s1=6 км; s2=10 км);
в) с какой скоростью двигался каждый из них? (v1=3км/ч; v2=10 км/ч)
2) Пешеход движется со скоростью 4 км/ч. Постройте график его движения.
|