ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
На сегодняшний день в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание безопасности, организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией. На занятиях физической культуры учащиеся входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.
Целью данного материала является вооружение преподавателей по физической культуре необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике травматизма.
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА
Причины методического характера:
- Неправильные организация и методика проведения учебно-тренировочных занятий;
- Выполнение сложных, незнакомых упражнений;
- Занятие без разминки или недостаточной разминки;
- Отсутствие сосредоточенности и внимания у занимающихся.
Причины организационного характера:
- Отсутствие должной квалификации у учителя;
- Проведение занятия без преподавателя;
- Нарушение правил содержания мест занятий и условий безопасности;
- Неудовлетворительная воспитательная работа с учениками;
- Нарушение правил врачебного контроля;
- Неблагоприятные метеорологические условия;
- Не соблюдение дисциплины;
- Отсутствие двигательных навыков и умений.
КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ ТРАВМЫ?
Травмы происходят у детей как в школе, так и за его пределами – дома, на улице. Чаще всего они связаны с, казалось бы, безобидными ситуациями: шел по лестнице – неудачно встал, играл на перемене, задел неловко товарища, побежал на улице – упал. Наша задача сегодня, как учителей физкультуры, непосредственно на уроках развивать у детей опорно-двигательный аппарат, укреплять костно-мышечную систему, обратить внимание родителей на систему семейного воспитания по созданию условий для укрепления физической подготовленности детей.
Останавливаясь на условиях, созданных в школе, для предупреждения травматизма у детей, был введен третий час физкультуры.. В секциях физкультурно-оздоровительной направленности охвачено большая часть учеников школы. Однако, часть детей не посещает кружки, секции, которые направлены на укрепление своего здоровья. Стиль жизни ребёнка формируется в его семье. Задача родителей научить своих детей физической культуре собственным примером: утренняя гимнастика, спортивные игры на свежем воздухе, лыжные прогулки зимой, а также соблюдение санитарно-гигиенических норм. Всё это способствует повышению мотивации ребёнка к здоровому образу жизни.
Физическая культура в школе призвана повысить культуру здоровья учащегося, повлиять на оздоровление его стиля жизни и создать условия для более эффективного развития юного организма.
Урок физической культуры — самый травмоопасный урок в школе. Для предупреждения спортивных травм учащихся, родители должны знать состояние здоровья своего ребёнка в день проведения урока, обеспечить его спортивной одеждой и обувью, которые соответствуют данному уроку физической культуры. Для обеспечения санитарно-гигиенических норм на уроке физкультуры, родителям необходимо напомнить своему ребёнку о его поведении по окончании урока: обязательно снять спортивную форму (во избежание простудных заболеваний), сменить носки и обувь (с целью предупреждения опрелости и потёртости ног). Ещё одним важным условием снижения травматизма на уроках физической культуры является соблюдение правил техники безопасности. Родители должны напоминать своему ребёнку, чтобы он был особенно внимателен и дисциплинирован на уроках физической культуры, точно выполнял все команды учителя и правила техники безопасности.
Многие практически здоровые учащиеся плохо защищены от социально- психологических стрессов, подвержены аллергореакциям, переутомляются в школе и не восстанавливаются за ночной отдых. Правильная организация режима дня ребенка и контроль родителей за его соблюдением улучшат работоспособность школьника и снизят риск бытового и спортивного травматизма.
Избыток веса у школьника также, как и недостаток массы тела, может привести к нарушению обмена веществ, атрофии мышц, что способствует травматизму на уроках физической культуры.
Физическое воспитание учащихся важно не только само по себе: оно является важным средством развития его личности. Родители должны способствовать формированию у детей осознания ценности здорового образа жизни, развивать представление о полезности, целесообразности физической активности и соблюдения личной гигиены. Всё это способствует мобилизации у школьников жизненно важных свойств организма, двигательных способностей (выносливости, силы, быстроты, гибкости, ловкости, координации движений и т.п.), таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе и в своих силах.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
Необходимые условия безопасности при занятиях физическими упражнениями и спортом:
- К занятиям допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по соблюдению правил техники безопасности на занятиях;
- При проведении занятий должно соблюдаться расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха;
- аптечка укомплектованная всем необходимым находится в спортивном зале.
4. Перед началом занятий необходимо проверить готовность зала:
- убрать все посторонние и выступающие предметы;
- проверить чистоту пола;
- наличие освещения и вентиляции в зале;
- убедиться в исправности инвентаря;
- проветрить помещение;
- проверить температурный режим в зале.
-Учащиеся должны быть в соответствующей занятию спортивной форме;
-проверить отсутствие часов, браслетов, украшений и других предметов для избегания травм;
-перед занятием напомнить о правилах безопасности на данном занятии и требовать их исполнения;
-проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;
-начинать занятие с разминки, затем переходить к основной части;
-занятие должно быть организовано согласно плана - конспекта занятия;
-необходимо соблюдать порядок и дисциплину на занятии;
-в конце занятия провести упражнение на восстановление дыхания;
-учить учащихся правильному и безопасному выполнению упражнений;
-осуществлять страховку занимающихся в необходимых случаях;
-по медицинским показаниям знать физическую подготовленность и функциональные возможности учащихся;
-не оставлять детей без присмотра во время занятия;
-чередовать нагрузку и отдых во время занятия;
-вести контроль за физическими нагрузками и обучать детей самоконтролю;
-уметь визуально определять самочувствие по внешним признакам;
-при плохом самочувствии освободить учащегося от занятия;
-не допускать входа и выхода в зал без разрешения учителя до, во время, и после занятий;
-требовать от учащихся прекращения выполнения упражнений по первому сигналу учителя;
-в процессе занятий и игр учащиеся обязаны соблюдать правила занятий и игр;
-во время выполнения упражнения, учащийся должен уметь применять навыки самостраховки избегать столкновений, толчков, ударов во время занятий;
-при падении уметь сгруппироваться, выполнять приемы само страховки;
-при обнаружении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни здоровью людей немедленно прекратить занятия и сообщить об этом администрации школы, а учащихся вывести в безопасное место;
-при получении учащимся травмы немедленно остановить занятие, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сообщить о случившемся администрации школы и родителям;
-после занятия убрать инвентарь в места хранения, выключить освещение;
-проводить детей в раздевалку;
-проверить верхнюю одежду учащихся;
-закрыть раздевалки;
-о всех обнаруженных недостатках сообщить администрации.
Методическое обеспечение:
- Физкультура без травм. Величко В.К. Просвещение, 1993.- с.46 2.
- Меры безопасности на уроках физической культуры: Учебно-методическое пособие / В.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, П.А. Киселев, Г.Н. Попова. ≈ Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003.- с.68
- Спрвочник учителя физической культуры / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – Волгоград: Учитель, 2011.- 251с.
|