Четверг
26.12.2024
14:12
Форма входа
Поиск
Опрос















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Главная » Статьи » Из опыта работы.

Использование проблемного подхода в обучении предметов естественно-научного цикла.

Использование проблемного подхода в обучении предметов естественно-научного цикла.

Байкова Оксана Игоревна, учитель химии МОУ СОШ № 16 Г.о. Подольск.

 

В наше время активно развивающихся науки и технологий, всё более растущего объёма знаний и открытий, когда количество информации, доступной простому человеку, становится невообразимо большим, а для решения проблем в повседневной жизни, кажется, достаточно обратиться ко всемирной сети Интернет, становятся как никогда важны навыки самостоятельно находить решения волнующих вопросов, умело пользоваться доступными знаниями и находить нестандартные и эффективные способы решения возникающих проблем. И когда лучше, как не в школьные годы, развивать в себе и в подрастающем поколении эти умения? Одним из проверенных и рабочих способов развития данных умений является использование проблемного подхода в обучении.

Проблемный подход, или же проблемное обучение, начал формироваться ещё задолго до оформления педагогики как отдельной науки – его элементы начали использоваться в Античности, когда великий философ Сократ

Успех проблемного обучения ребёнка достигается главным образом на уроке при личном общении учителя с учениками. От умения учителя организовать познавательную деятельность зависит интерес учащихся к учёбе, уровень их знаний и готовность к постоянному самообразованию. Всё это доказывает современная психология и педагогика.

Введение проблемного обучения в учебный процесс – высокоэффективный способ не только активизации – познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся, но и воспитание их общественной, трудовой активности.

Выделяют 3 основных аспекта проведения проблемного урока:

   Первый аспект – содержательную основу проблемного урока составляет проблемный вопрос (вопросы). Главным признаком проблемного вопроса является «возбуждение интереса».

   Второй аспект – проблемный вопрос предполагает выдвижение гипотезы для его разрешения или нескольких гипотез, а также процесса обоснования, доказательности.

   Третий аспект – в качестве организационного принципа проблемного урока чаще всего выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой метод обучения с элементами дискуссии, обсуждения, игры. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая является результатом принуждения, не отражает действительности.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития.

Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников.

Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всей группы, преподаватель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Включение учащихся в ходе проблемного занятия в формулирование проблемы, выдвижение гипотез по её решению – углубляет интерес к самостоятельному процессу познания, открытия истины: факт –> гипотеза –> теория –> знание (истина).

Задача преподавателя – направить изучение учебного материала путем ухода от прямого, однозначного ответа на вопросы учеников, от подмены их познавательного опыта своим.

Конечная цель учителя — формирование личности. Средством является учебная деятельность, содержанием — информация о человеке. Проблемная ситуация является дидактическим условием для выдвижения и формулировки учебной проблемы и составляет результат определенного этапа профессиональной деятельности педагога по структурированию учебного материала.

   В ходе обсуждения результатов выполнения работы учащихся и необходимо обратить внимание на методику корректировки допущенных ошибок. Выправление хода решения педагог осуществляет посредством серии дополнительных вопросов или заданий, вытекающих из обсуждаемых результатов. Посредством рассуждения и последовательного построения выводов на основе полученных результатов требуется подвести учащихся к явно абсурдному положению, показывающему ошибочность полученного результата, его несостоятельность с позиции научных теорий и практики, и тем самым убедить учеников в неправильности полученных результатов, заставить вернуться к анализу избранного пути исследования и промежуточных выводов, сделанных на разных этапах выполнения работы. Таким путем под руководством педагога происходит корректировка произведенных студентами неточных действий или неправильно сформулированных выводов в целях исправления допущенных ошибок и ориентировки их на правильную стратегию решения.

Из выше изложенного, следует, что введение проблемного обучения в учебный процесс – это высокоэффективный способ не только активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся, но и воспитание их общественной, трудовой активности. Применение проблемного подхода в обучении на уроках предметов естественно-научного цикла позволяет обучающимся составлять наиболее полную, логичную и легко для них запоминающуюся карту своих знаний.

Категория: Из опыта работы. | Добавил: денис82 (05.09.2023)
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]