Четверг
28.03.2024
20:11
Форма входа
Поиск
Опрос















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Главная » Статьи » ШМО

Инновационные технологии в преподавании физики

ДОКЛАД

«Инновационные технологии в преподавании физики»

Введение

Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит переориентация на личностно ориентированный подход; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Все это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.

Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

В основу метода проекта была положена идея о направленности учебно– познавательной деятельности на результат.

Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.

В проектной работе целью обучения становится, прежде всего,

развитие у учащихся самообразовательной активности;

они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования).

Действуя за компьютером, они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.

Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности.

Над проектом работает один человек или группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.

Об учебных проектах

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это

  • возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
  • деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
  • работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы _ носит практический характер, имеет прикладное значение и интересен и значим для самих

Учебный проект с точки зрения учителя- это

  • интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся, а именно: 
  • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
  • представлению результатов своей деятельности и хода работы;
  • презентация в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, видео, аудио и др.)
  • поиску и отбору актуальной и необходимой информации и усвоению необходимого знания;
  • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Потребуется изменить и взаимоотношения учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придется взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения.

Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.

Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Приемы организации учебных проектов

Урок, реализованный методом проектов. Может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.

Первый вид – проектный урок – включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Он предусматривает осуществление учебного проекта в урочной, урочно-внеурочной формах. Выбор проведения зависит от вида проекта.

Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.

Второй вид – урок на котором ставится триединая цель не только относительно освоения того или иного предметного содержания, но и относительно формирования и развития универсальных умений, относящихся к проектным умениям. Это может быть проведение практических урочных занятий с включением частично самостоятельной деятельности учащихся.

Такие занятия нацелены как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.

Третий вид – урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой.

Типология учебных проектов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, таких как:

  1. выявление и постановка проблемы исследования;
  2. формулирование гипотезы;
  3. планирование и разработка исследовательских действий
  4. сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
  5. сопоставление данных и умозаключений, их проверка;
  6. подготовка и написание (оформление) сообщения;
  7. выступление с подготовленным сообщением;
  8. переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;
  9. построение выводов, заключений.

 

 

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам учеников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.

Это может быть

  • совместная газета;
  • сочинение;
  • видеофильм;
  • драматическая постановка;
  • праздник;
  • статья;
  • альманах;
  • альбом и пр.

ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ

Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

СТРУКТУРА ПРОЕКТА:

  1. цель проекта; его актуальность;
  2. источники информации (литературные, средства СМИ, базы данных, включая электронные, интервью, анкетирование, и проч.);
  3. методы обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы);
  4. результаты (сообщения, рефераты, обобщающие таблицы, доклад, видео и проч.));
  5. презентация проекта (обсуждение на конференции, публикация и т.п.).

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ

Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т. п.

Прикладной проект требует:

  • тщательно продуманной структуры;
  • определение функций каждого из участников;
  • оформления результатов проектной деятельности;
  • «конечного продукта»;
  • презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику;
  • внешней оценки проекта (рецензирования).

 

 

дискретность – непрерывность;

фрагментарность – системность;

единичность – множественность;

количественность – качественность;

жесткость – гибкость;

искусственность – естественность;

оценка – самооценка.

Принципиальное отличие нового видения системы оценки от его традиционного понимания представлено в сравнительной таблице:

Традиционная система оценки

Новое видение системы оценки

Оценка как процесс субъект-объективного взаимодействия

Оценка как процесс субъект-субъективного сотрудничества

Оценивается конечный результат

Оценивается процесс движения к результату

Оценка осуществляется дискретно

Оценка осуществляется непрерывно

Оценка количественная

Результат оценивания – количественно- качественная

многомерная характеристика учебных достижений

Оценка сфокусирована на отдельном предмете и теме

Оценка системна и межпредметна

Оценивается фрагментарное знание и специальное умение

Оценивается широта и глубина прикладных (жизненных) знаний и умений

Учитель выступает в роли судьи и контролера

Учитель выступает в роли адвоката и консультанта

Взаимодействие учителя и учащегося при оценивании заключается в процессе оценки (контрольной или итоговой работы)

Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, поощряется в процессе оценки

Оценка преимущественно осуществляется учителем

Всячески поощряется самооценка и взаимооценка учащихся

Основной акцент делается на объективности оценки

Основной акцент переносится на гибкое сочетание оценки и самооценки

Оценка жестко структурирована внешними факторами

Оценка гибко структурирована и представляет собой открытую систему

Акцентируется внимание на том, что учащийся не знает и не умеет

Акцентируется внимание на том, что учащийся знает и умеет

 

Существует два вида оценки: формальная оценка, предназначенная для помощи ученикам в учебе, и суммарная оценка, предназначенная для оценки достижений. Все эти компоненты оценки могут использоваться для формальной и суммарной оценки процессов обучения на основе проектов.

Образовательные стандарты на уровне страны, региона или города описывают, что ученики должны знать и уметь делать. Формальные и суммарные оценки служат для того, чтобы оценить, получили ли ученики необходимые знания и навыки, описанные в этих стандартах. В планировании уроков очень важно определить знания и навыки, которые получат ученики в результате обучения на основе проектов, и внедрить соответствующую оценку в план.

Передовые методики в проектах

Предложения, которые помогут интегрировать проекты в учебный план.

СОБЛЮДЕНИЕ СТАНДАРТОВ.

Соблюдение стандартов является приоритетом. Очень важно помнить, что обучение с помощью ИКТ не заменяет другие возможности, а дополняет их.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕГО МЕТОДА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ.

Учебный процесс должен быть ориентирован на учеников. Интеграция ИКТ в учебный процесс поможет добиться этой цели, предложив ученикам реальные условия применения технических знаний.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Необходимо указать ученикам, которым требуется провести исследования общего характера, место, где они могут заниматься этими исследованиями, распечатывать задания для других членов группы, а также вести более углубленную работу. Можно договориться со школьной библиотекой или с учителем информатики об использовании компьютеров, которые имеются в школе.

ПООЩРЕНИЕ НАВЫКОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

Методология задавания вопросов откроет для учеников возможности критического мышления.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ДЛЯ УЧЕНИКОВ.

Использование подходящих сайтов, чтобы не превышать возможности учеников читать и понимать текст. Оптимальное распределение обязанностей в группах, чтобы открыть возможности для совместного успеха учеников.

СОЗДАНИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ДОМОМ И ШКОЛОЙ.

Все больше и больше учеников имеют доступ в Интернет вне школы. Возможность доступа к школьным проектам дает им стимул продолжать обучение по окончании учебного дня и позволяет привлечь родителей к работе детей, что очень важно для успеха.

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВМЕСТНО СО ШКОЛОЙ.

Изучение опыта передовых учителей, использование новых возможностей для улучшения учебного процесса.

Преимущества и трудности обучения на основе проектов

Обучение на основе проектов

повышает мотивацию к обучению;

способствует возрастанию ценности обучения в глазах ученика;

способствует приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;

способствует овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;

способствует лучшему усвоению материала;

способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза;

способствует приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;

способствует развитию умений искать и анализировать информацию;

способствует формированию самостоятельного решения заданий;

способствует формированию навыков межличностного общения;

способствует освоению процессом мышления.

Трудности обучения:

требуется больше времени на подготовку;

трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников;

трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.

 

Категория: ШМО | Добавил: денис82 (03.10.2020) | Автор: Зотова О.А.
Просмотров: 1472 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]