Суббота
27.04.2024
07:15
Форма входа
Поиск
Опрос















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Главная » Статьи » Мастер-класс

Применение современных информационных технологий в процессе обучения французскому языку.

Применение современных информационных технологий в процессе   обучения  французскому языку.

 

     Одним из концептуальных положений образовательного стандарта по иностранному языку является формирование информационной культуры школьников при изучении иностранного языка.

Изменения, происходящие в настоящее время в различных сферах жизни и деятельности людей, не могли не отразиться на их представлении о том, что означает «хорошее образование». В условиях информационного взрыва, появления совершенно новых тенденций в общественной, политической и экономической жизни страны учителю уже мало иметь диплом об окончании педагогического вуза, для того чтобы стать настоящим профессионалом. Необходимо постоянно совершенствовать свои знания, расширять кругозор и заниматься самообразованием. А современные информационно-коммуникационные технологии могут обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения.

Использование новых информационно-коммуникативных технологий, средств телекоммуникационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Компьютерные технологии позволяют видоизменить стиль обучения: различные навыки и умения по всем видам речевой деятельности обучаемые приобретают одновременно. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения. Учащиеся могут создавать коммуникативно важные для них тексты на иностранном языке: биографии, поздравительные открытки, анкеты, а также проблемные тексты, рефераты, проекты. При работе над печатным текстом, соответственно, активизируются такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо, кроме этого, достигается эффект и в сфере устной речи - благодаря расширению лексического запаса, умений конструировать текст. Письмо выступает в роли "универсального закрепителя". Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Структура программ не дает расслабляться и побуждает обучаемых думать, анализировать, делать выводы и формулировать правила.

Цели использования современных информационных технологий

на уроках французского языка:

1.    Создавать условия для развития языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами.

2.    Создавать условия для развития речевой компетенции через совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма учащихся.

3.    Создавать условия для развития социокультурной компетенции через знакомство учащихся с реалиями франкоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках.

4.    Создавать условия для развития компенсаторной компетенции через проектную деятельность, развитие речевых умений учащихся с опорой на материалы Интернет-сайтов.

5.    Создавать условия для развития учебно-познавательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление учащихся со способами самостоятельной работы в изучении языка и франкоязычной культуры, использование ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности.

6.    Создавать условия для развития таких качеств как культура общения, умение работать в сотрудничестве, развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания, приобретения опыта творческой деятельности.

Использование информационных (мультимедийных) технологий не только оживит и разнообразит учебный процесс, но и откроет большие возможности для расширения образовательных рамок, оно несет в себе огромный мотивационный потенциал, вносит новые элементы в процесс обучения, позволяет удачно сочетать коллективную работу с индивидуальной. Учителю при наличии новейших технических средств легче осуществлять личностно – ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый - сильный» ученик. Использование мною современных мультимедийных технологий на уроках французского языка делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально-положительное отношение к предмету, дает богатейшую возможность для развития личности ученика, развивает его интеллектуальные и творческие способности, его умения самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Виды используемых мною информационных технологий различны. На своих уроках мы с ребятами активно используем различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point, которые помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время на подготовку учителя к уроку и оформление доски. Презентации, подготовленные к уроку, емкие по содержанию, яркие, запоминающиеся. При применении мультимедийных технологий запоминание происходит сразу несколькими способами: визуально, на слух, при произношении, а также с помощью возникающих ассоциаций на воспроизводимые на экране изображения. Что касается этапа урока, то здесь можно варьировать:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Предъявление страноведческой информации.
  3. Предъявление нового грамматического материала.
  4. Обобщение и систематизация пройденного материала.

       Использование Интернета на уроках становится дополнительной мотивацией для ученика в изучении французского  языка, поскольку большинство детей любят все, что связано с всемирной паутиной. Поэтому работа с Интернетом необходима на всех этапах урока.

  • Использование Интернета для введения нового материала.

       Просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни франкоязычных стран, способствует более полному пониманию темы урока. (Например, ролики, посвященные географии Франции).

     Работа с детскими песенками и песнями,  рекомендуемыми к изучению в старших классах, способствует более быстрому овладению знаниями по теме. На сайте Lexique FLE de la famille Perrot интересно представлена лексика по темам: «L’alphabet», «L’heure», «Le calendrier», «Les chiffres», «La famille», «Les animaux», «Les vêtements», « Le corps » и т. д. (http://www.lexiquefle.fr/). Каждая лексическая единица имеет визуальное, графическое и звуковое оформление. Интерактивные упражнения помогают закрепить изучаемую лексику и основные грамматические явления.
Сайт AppuiFLE (http://www.appuifle.net/hotpot.htm) используется при изучении следующих грамматических тем: «Le passé composé», «La forme passive», «Les pronoms relatifs composés » и т. д. Каждая тема включает серию интерактивных упражнений, разных уровней сложности с автоматическим исправлением ошибок, что способствует эффективному закреплению и усвоению полученных знаний.
Обратимся также к сайту momes.net. Это сайт для подростков. Здесь они обсуждают темы, которые их интересуют. Например: « Le meilleur et le pire prof.», «Qui donne de bons conseils: les parents ou les amis?», « L’école idéale» и т. д.

  • Использование Интернета для закрепления полученных знаний.

     Учащиеся охотнее изучают материал, если в дальнейшем с ним предлагают поработать с применением мультимедийного проектора (презентация слайдов с заданиями к ранее изученному тексту) или задания, взятые из сети Интернет ( http://www.eltgames.com/ESL-jobs-GrEl.htm).

     Разрабатывая уроки с использованием ИКТ, занимаюсь созданием презентаций по определенным темам. Материалами для них служит информация из Интернета. 

  • Работа с аутентичным материалом, цель которой применить на практике полученные знания.

     Такая деятельность помогает учащимся получить жизненный опыт, непосредственно обращаясь к необходимым на данном этапе источникам информации. Таким как:

а) заполнение анкет.  Анкеты взяты с сайтов http://www.frsong.ru/  помогают учащимся правильно заполнить свои анкетные данные.

б) работа с расписанием поездов поможет ориентироваться в работе с подобными таблицами.

в)  работа с картой прогноза погоды.

г) самостоятельный поиск необходимой информации на таких сайтах как  http://french-book.net/  помогает развивать компенсаторную, социокультурную компетенции, умение организовать самостоятельную работу. Сайт   http://www.friendsabroad.com/, рекомендуемый для углубления знаний по французскому языку, способствует развитию всех видов коммуникативных компетенций учащихся. 

  Знакомство со структурой работы франкоязычных сайтов на уроке помогает ориентироваться учащимся в работе с Интернетом, стимулирует дальнейший интерес к работе с этим сайтом.

  • Развитие речевых умений с помощью материалов, взятых из сети Интернет.

Обучение аудированию

Прослушав лекцию Путилиной Н.В., я извлекла для себя массу нужной информации по проведению аудирования в своей работе с учениками, используя  GoogleFr (audiolingva) и  (TV5monde).
Сайт компании LucentTechnologies, ее подразделение bell-labs позволяет услышать, как звучит любая фраза на иностранном языке.  Здесь разработан синтезатор речи, который превращает печатный текст в звук. На сайте (http://www.bell-labs.com/project/tts/index.html)можно выбрать один из семи языков - английский, немецкий, французский, итальянский, испанский. Затем нужно вписать в окошко что-нибудь на выбранном языке. Через несколько секунд написанное будет произнесено пусть и несколько механическим, но все же голосом. То есть озвучить можно любую фразу из учебника или любого другого пособия, и особенно подойдут онлайновые пособия, откуда можно запросто копировать куски текста, не утруждая себя перепечатыванием. Все произнесенное можно не просто прослушать, но и сохранить у себя на диске, чтобы при необходимости вернуться к прослушиванию, не заходя в Интернет.

Обучение чтению

Интернет - превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников - в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности я применяю в старших классов, так как  он включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы.

Media сайты на французском  языке:

http://lieucommun.canalblog.com/ -блог, посвященный французской поэзии: стихи для детей и взрослых, разложенные по темам.

сайт www.phosphore.com является виртуальной версией  популярного во франкоговорящих странах молодежного журнала «Phosphore ».

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру... Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

Обучение письму

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты. Можно осуществить международный обмен письмами в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

    Также посредством электронной почты можно контролировать письменные домашние задания. Современной молодёжи намного интереснее, например, написать сочинение в электронном варианте и отправить его по E-mail учителю, чем писать это сочинение в тетради.

Способствует формированию навыков письменной речи и создание блогов. (Об этом нам рассказала на своих занятиях Кащук С.М. Эта работа проводилась Светланой Михайловной со своими учениками в школах города Коломна. Мы изучили блоги cyberecole17.blogspot.com и cyberecole12.blogspot.com). Основная суть блога – это общение с носителями языка других стран. Учащиеся могут рассказывать в нем о своем классе, о путешествиях, праздниках и получить информацию от своих сверстников , живущих в стране изучаемого языка. Дети пишут информацию, учитель контролирует ее, поэтому блог является безопасным для использования в классе, так как проходит педагогический контроль. В своих блогах учащиеся пишут о том, что их волнует, делятся радостями, просят совета. В них обсуждаются проблемы взаимоотношений со сверстниками, с родителями, а также обсуждаются концерты любимых музыкальных групп, книги, фильмы, передачи. Роль учителя в современной школе состоит не только в подаче знаний, а в том, чтобы не подавлять инициативу школьников при создании чего-либо, а направлять их, контролировать. Однако при работе с блогами следует обращать внимание на то, что язык блогов максимально приближен к разговорному и не соответствует нормам классического языка. Поэтому так важен контроль преподавателя в отборе информации для блогов, в проверке всего того, что предлагается учениками.

 

 

Обучение говорению

              Использование Интернет-ресурсов для подготовки к высказыванию на уроке помогает составить информативное сообщение, составить полный ответ по заданной теме. ( Например, сообщения по теме               « Провинции», «Неформальные молодежные движения»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличаются более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме:http://www.youtube.com/watch?v=LIifh6aHsQM&feature=fvw.

Проектная деятельность

     Проектная деятельность позволяет учащимся приобрести дополнительные знания в интересующей их предметной области, научиться планированию собственной познавательной деятельности, овладеть навыками работы с основным программным обеспечением, необходимым современному пользователю ПК. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Проект – это возможность выразить собственные идеи в удобной для ребят, творчески продуманной форме. Сначала мы формируем группы, определяем временные рамки проекта, продумываем, какие материалы кроме Интернета могут использовать учащиеся, находим необходимые адреса, выбираем оптимальную форму презентации. Мы уже не первый год занимаемся таким видом работы и нужно отметить, что делают это ребята с большим удовольствием. В процессе создания ребята определяются с темой, подбирают картинки, ищут необходимую информацию в Интернете. Если говорить о результатах такой работы, то можно отметить такие проектные работы ребят: «Мое любимое время года», «Мой родной город», «Как я провел лето», «Лето французских школьников», серия презентаций «Города Франции», «Праздники во Франции», «Кто твой герой?».

Обладая значительными ресурсами, ИКТ помогают в самореализации учащихся. Это улучшает процесс развития ключевых компетенций. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Особенно это четко проявляется в проектной деятельности. В процессе работы ребенок творчески раскрепощен, он проявляет свою фантазию, выражает идеи своим, ему доступным и нужным способом. Решение тех или иных проблем заставляет ученика думать, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

С моей точки зрения, потенциал всемирной сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, так как позволяет совершенствовать владение французским языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом. Интернет создает уникальную возможность для изучающих иностранный язык пользоваться аутентичными текстами, слушать и общаться с носителями языка, то есть он создает естественную языковую среду. Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет;
  • совершенствовать умение монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения тем, представленных учителем;
  • совершенствовать умения письменной речи, составляя ответ партнерам;
  • знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования «живых» материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебников, но и «горячих» проблем, интересующих всех и каждого.
  • Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей обучающихся, их уровня обученности.

Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.

     Уроки с использованием ИКТ – это, на мой взгляд, является одним из самых  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования в условиях реализации ФГОС.

 

 

Использованные источники:

  1. Гальскова Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты//Иностранные языки в школе.- 2008.№ 5. –С. 2-7.
  2. Кащук С.М. Использование франкофонных блогов в старших классах в учебных целях// Иностранные языки в школе.- 2010. № 3. – С. 35-42.
  3. Кащук С.М. Мультимедиа технологии в обучении французскому языку// Иностранные языки в школе.- 2008. № 8. – С. 100-103.
  4. Кащук С.М. Методика обучения аудированию и говорению посредством информационных и коммуникационных технологий// Иностранные языки в школе.- 2012. № 7. – С. 9-12.
  5. Китайгородская Г.А. Инновации в образовании – дань моде или требование времени?// Иностранные языки в школе.- 2009.№ 2. – С.2-7.
  6.  Полилова Т.А., Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков. // ИЯШ. - 2007. - №6.
  7. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС).
  8. http://cyberecole17.blogspot.ru/
  9. http://cyberecole12.blogspot.ru/
  10. http://www.blogger.com
  11. http://www.un.org/ru/
  12. http://www.un.org/fr/
  13. http://www.tv5.org/cms/chaine-francophone/enseigner-apprendre-francais/TCF-FLE/p-6817-Accueil-TCF.htm
Категория: Мастер-класс | Добавил: денис82 (19.10.2015) | Автор: Ушакова Н.Н.
Просмотров: 7749 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]