Понедельник
01.03.2021
01:28
Форма входа
Поиск
Опрос
Какие формы совместной работы вы считаете наиболее эффективными:
Всего ответов: 139
Оцените сайт МОУ СОШ №16
Всего ответов: 148















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Главная » Статьи » Мастер-класс

План-конспект урока Н. Носов « Огурцы»

Н. Носов « Огурцы»

Цели урока:  Развитие у детей способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; развитие скорочтения, освоение форм драматизации.

Задачи урока:

 

Формирование умения определять и анализировать композицию произведения;

Умение анализировать характер и поступки героев;

Умение  составлять план рассказа.

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

 

       ● Портрет писателя Н.Н.Носова

       ● Выставка книг писателя

       ● Набор карточек с названиями его произведений

       ● Отрывки из произведений для чтецкой разминки

       ● Карточки с пословицами, словами синонимами для тренировки многосложных слов  из рассказа

       ● «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова

       ● Кассеты с записью из м/ф о Незнайке для физкультминутки

      

Орг. момент.

 

   Долгожданный дан звонок,

    Начинается урок.

- Ребята, сегодня я предлагаю провести наш урок литературного чтения немного иначе, чем всегда.

- Давайте отправимся с вами в театр, где вы попробуете проявить себя в роли актёров.

- Все уселись на свои места, настроились на работу. С каким настроением вы пришли? Покажите мне его при помощи «маленького человечка». Обозначьте своё настроение.

2. Проверка дом. задания.

- Давайте проверим, все ли готовы к нашему путешествию. Посмотрим, как вы выполнили домашнее задание.

- На прошлом уроке  мы познакомились со шведской сказкой:

« Принцесса – лгунья»

Найдите и прочитайте, за что принцесса полюбила пастуха.

Кто помог Перу? Каким образом? Почему?

Кто из героев сказки принадлежит чудесному миру?

Дома вы должны были нарисовать девушку- звезду, какой вы её себе представляете? (рис. на доске).

 

Какая идея этой сказки?

Какая пословица подходить больше всего к нашей сказке?

       Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.

       Слово пуще стрелы разит.

       Лучше горькая, правда, чем сладкая ложь.

 

« Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят».

прочитайте пословицу медленно.

подумайте, о чём говориться в скороговорке

проговорите пословицу несколько раз: сначала медленно, а затем всё быстрее и быстрее.

произнесите пословицу несколько раз вслух в быстром темпе.

кто без ошибок быстрее произнесёт пословицу.

произнесите пословицу с разной интонацией:, выражая радость, грусть, удивление,  гнев, страх, с ! , с ?. интонацией.

произнесите  пословицу,  выделяя на каждое слово ударение.

 

Подготовка к восприятию текста.

Молодцы! Я вижу, все хорошо подготовились, и мы можем отправляться в театр. Закройте все глаза. Раз! Два! Три! Открываем глаза. (На доске – рисунок театра).

Вот мы и в театре. Теперь я для вас не учитель, а главный режиссёр. А вы для меня – актёры. Сегодня мы познакомимся с новым рассказом. Встречайте  главного актёра театра.

Коротышка озорной

В яркой шляпе голубой.

Неумейка и зазнайка

И зовут его…Незнайка.

(Звучит музыка, появляется сказочный персонаж Незнайка).

Незнайка( Форманчук Дмитрий)

-Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Незнайка! А знаете ли вы, кто придумал меня и всех моих друзей из Цветочного города? Это писатель Николай Николаевич Носов. Но он писал книги не только о нас – сказочных человечках, но и о таких ребятах, как вы.

 

-Ребята, книжки Н.Носова в библиотеке всегда самые потрёпанные. Как вы думаете, почему? Правильно, их читают, они никогда не залеживаются на полках.

Незнайка: «Ребята, а что вы знаете о самом писателе Н.Н.Носове?» (Свободные высказывания детей).

 На доске портрет Н. Носова.

Биографические сведения о Н.Н.Носове.

Учитель

-Н.Н.Носов говорил: «Стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было много о чём порассказать людям».

 Ученица ( Сяркина Анастасия)

Он много знал и обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Ещё в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

 Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». Это было в 1938 году.

Знакомство с выставкой книг Н.Н.Носова.

Учитель

Н.Н.Носов – автор таких произведений как «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Фантазёры».  За этим рассказом последовали другие. Посмотрите на нашу выставку книг. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам. Их знают в Голландии, Польше, Чехии, Словакии. Аргентине, Болгарии, Индии, Франции, Вьетнаме, Румынии и даже в Японии. Так что кто ещё не знаком с ними, отправляйтесь в нашу библиотеку. Уверяю вас, вы не пожалеете.

Н.Н.Носов умер 31 год  назад. Но все до настоящего времени с удовольствием читают его произведения.

   

4. Физкультминутка ( проводить Незнайка)

-А сейчас объявляется антракт. Давайте немного отдохнём.

 

5. Первичное чтение. 

Угадайте название рассказа Н. Носова.

Я забрался в огород, зонт зелёный там растет.
Кто-то хитрый под зонтом отыскал тенистый дом.
Эй, ты кто? Ищу, зову, разгребаю я ботву.
Вот он! Вот он! Мой хитрец – вкусный, спелый огурец!

А теперь я прочту вам рассказ Н.Н.Носова « Огурцы» (фонограмма)

 - Кто главный герой этого произведения?

А сейчас для вас, как для начинающих актёров, задание: отработать чтение «трудных» слов.

 

6. Подготовка к восприятию.( с. 115 учебника).

а) читай целыми словами.

 место – поместил - поместились.

б) Читай первый раз плавно, по слогам, затем – целыми словами.

 о- гля- ды- вать- ся – оглядываться

 о-0ста-но-вил-ся- остановился

 

 

в) Читай внимательно.

 Соврал- сорвал

 Совать - соврать

 Нарвали- наврали

 Выпрошу - выброшу.

Чтение и анализ рассказа Н. Носова.

Хорошо. Теперь вы готовы к самостоятельному чтению этого текста. Читать будете по «цепочке». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

а) чтение  учеником ( Тюркаев) вслух до слов : « …. Котька начал вынимать огурцы из карманов»

-предположите, что могло  произойти дальше с Котькой?

( ответы 1-2 учеников)

Озаглавьте эту часть ( Котька пришёл домой радостный)

 

б) Выразительное чтение учащихся до слов: «Котька повернулся и медленно- медленно пошёл по улице».

 автор: Абрамова Кристина

мама: Галимова Карина

Котька: Курманов Денис

- Это I часть- вступление, из которого мы узнали, в какой обстановке будет развиваться действие.

Что мы узнали о двух друзьях?

 Как вы относитесь к поступку Павлика?

-    Какой Павлик? (Хитрый, неискренний – эти слова вывешиваются на доске)

Каким вы представляете Котьку? (Глупый, доверчивый)

-     Чему радовался Котька?

 -     Какая у Котьки мама? В чём проявляется её  строгость? Справедливость?                      Доброта? Настойчивость?

-     В чём проявляется её любовь к сыну?

 -    Озаглавьте эту часть.( Пусть лучше у меня не будет сына..)

в) Чтение II  части до слов: « Котька побежал домой…»

- Это Кульминация - наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения.

 

Что думал Котька, когда шёл по улице? (Зачитать)

Какие чувства испытывал Котька? (Досаду, печаль, тревогу, волнение, страх).

  - Какие черты характера проявились здесь у Котьки?

  - Каким изобразил его автор?

  - Что ещё можно сказать о Котьке? (Доверчивый, честный)

   - Каким был   дедушка – сторож? ( честным, трудолюбивым)

  -  В чём вы почувствовали его строгость?( зачитать6 А ты на Павлика не смотри…)

   - В чём  проявилась доброта дедушки?( мудрый- не кричал,  не наказал)

-  Озаглавьте эту часть. ( Встреча с дедушкой- сторожем)

 

г) чтение III части учащимися вслух. ( Развязка - логическое заключение).

- Каким вы видите здесь Котьку?

- Какими словами характеризуется отношение дедушки к Котьке?

( « сынок» )

- Почему дедушка так обращается к мальчику?

- Чему радовался Котька в конце рассказа?

 -Озаглавьте III  часть рассказа.( Одобрение дедушки)

 - Каким вы увидели мальчика?

 - Понравился ли вам герой рассказа? Почему?

 - Найдите в этом рассказе предложение, в котором выражена главная мысль. ( « А ты на Павлика не смотри, сам понимать должен» Сделайте вывод.

ВЫВОД: Вот, что бывает с человеком, когда он совершает необдуманный поступок.

- От чьёго имени  ведётся рассказ?

 Так как вы актёры,  попробуйте  проинсценировать этот рассказ.

Озвучим эти картины.

Автор: Форманчук Дмитрий,  Матвеева Дарья

Мама: Сяркина Анастасия, Савельева Марина

Котька: Мамаев Роман, Козловский Никита.

 Сторож: Бежан Женя,  Радченко Даниил

Найдём интонацию чтения, исходя из содержания текста и понимания поступка и характера героя рассказа. С каким подтекстом звучать фразы мамы?

( Необходимо выразить возмущение, строгость.)

 - какую интонацию используем в репликах Котьки на протяжении всего рассказа  ( а) Радость, б) чувство удивления, досады, растерянности; плач;

 

Проверка знания текста.

 

 На доске приготовлены листочки.  Необходимо последовательно их распределить.

Котька пришёл домой радостным.

Всё равно они уже расти не будут.

Пусть лучше у меня не будет сына…

Он шёл по улице и плакал. Ему было страшно.

А ты на Павлика не смотри, сам…

На душе у него было радостно.

( на доске запись этих предложений.)

Молодцы! Справились!

Из трёх пословиц выберите одну, которая выражает главную мысль этого произведения: 

 

Стыдно сказать, а грех утаить.

 

Есть совесть, есть и стыд,

а стыда нет, и совести нет.

 

Правда дороже золота.

 

В заключении урока хочу вас спросить, так почему свой рассказ

Н. Носов назвал «Огурцы»?

( Огурцы были испытанием для Котьки.  Из всего случившегося он вышел достойно.)

9. Подведение итогов.

-Молодцы! Вы отлично справились. Сегодня на уроке вы показали себя настоящими актёрами: выразительно читали, работали над текстом, инсценировали отрывок. Я думаю, когда вы подрастёте, вас с удовольствием возьмут работать в любой театр.

-Чью работу на уроке вы бы хотели отметить?

-Какую оценку поставите?

-С каким настроением вы заканчиваете урок?

-Покажите мне его при помощи «маленького человечка».

-На этом наше путешествие закончено. Всем спасибо за урок.         

Дома: с 115-119 « озвучить» иллюстрации к рассказу.

 Оценка класса.


 

Категория: Мастер-класс | Добавил: денис82 (10.03.2015) | Автор: Перова О.С.
Просмотров: 5439 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]