Четверг
25.04.2024
03:25
Форма входа
Поиск
Опрос















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"
Главная » Статьи » Из опыта работы.

Роль факультатива и внеклассной работы в воспитании интереса к математике
 

Роль факультатива и внеклассной работы в воспитании интереса к математике

 

Пояснительная записка

Психолого-педагогическая деятельность учителя в последние годы проходит в совершенно новых условиях. Изменение системы экономических отношений требует от людей расчетливости, деловитости, бережливости, хозяйственной смекалки, предприимчивости, многих других качеств, которые совсем еще недавно считались если не отрицательными, то, во всяком случае, не самыми необходимыми в жизни и сознательно не воспитывались у большинства детей.

От учащегося требуется умение излагать свои мысли в устной или письменной форме, убеждать, доказывать, говорить самому и внимательно слушать других. Для того, чтобы сделать учащегося личностью, соответствующей требованиям времени, сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, инициативностью, самостоятельностью, хорошо разбираться в психологии учеников. Этим вопросам я уделяю особое внимание.

Обучение математике я начинаю с установления благоприятной комфортной атмосферы в преподаваемых классах.

Налаживание необходимых взаимоотношений с учащимися способствуют не только уроки, но и математические вечера, олимпиады, да и другие общеклассные мероприятия, не связанные непосредственно с математикой.

Наряду с созданием общего благоприятного климата стараюсь подойти к каждому учащемуся индивидуально с учетом особенностей каждого, в том числе психологических. Выявляю перспективных с точки зрения математических способностей, кто может более углубленно заниматься математикой.

В каждом классе я выделяю учащихся, которые способны запоминать материал с разным качеством: быстро и прочно; быстро, но не прочно; медленно, но продуктивно. Также выделяю детей, способных работать организованно. Некоторые дети работают по настроению, нервно и неровно. Есть дети, которых необходимо заставлять работать. У отдельных учащихся абсолютно не развита способность к математическому мышлению. Такие учащиеся, по большей части, зазубривают формулировки теорем без осмысливания.

Поэтому приходится давать дифференцированные учебные задания для самостоятельной работы. Сильным учащимся предлагаются дополнительные задания, более сложные варианты.

Важную роль играет воспитание веры в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях. Стараюсь убедить учащегося (и показать на деле) что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже других своих товарищей, что "трудно" — не значит "невозможно". Я постоянно помню, что формированию веры в свои силы весьма способствуют положительные переживания школьником собственных успехов, пусть первых и скромных. Всегда подчеркиваю хотя бы небольшой (на первых порах) успех школьника, обращаю его внимание на некоторые (пусть пока еще скромные) достижения.

Я стою на той точке зрения, что практически все дети способны к обучению, что каждый нормальный и психологически здоровый школьник способен получить среднее образование, способен более или менее успешно овладеть учебным материалом в пределах школьных программ, и учитель должен добиваться этого в отношении всех учащихся.

Мой опыт работы в школе убедил меня, что факультативные занятия развивают интерес и склонности учащихся к математике, повышают математическую культуру ученика в рамках школьного курса математики, помогают им систематизировать свои знания при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения, в том числе и самого престижного уровня.

В программу курса внесены наиболее важные в математическом плане вопросы, углубляющие основные направления общего курса математики. При этом программа факультатива предусматривает достижение двух целей: а) довести учение материала до уровня, на котором учащемуся становится ясной его принципиальная математическая значимость, до известной степени завершённости; б) показать непосредственные выходы школьной математики в сферы серьёзной науки и её приложений.

Весьма существенное место на факультативных занятиях занимает решение задач. При этом среди них довольно значительное число задач повышенной трудности по общему курсу математики.

Я веду широкую разъяснительную работу среди учащихся и их родителей по вопросам, зачем вводятся дополнительные занятия.

На уроках математики при изучении той или иной темы, я указываю учащимся на возможности углубления и расширения рассматриваемых вопросов. Этим интересующиеся учащиеся и привлекаются на факультативные занятия. Стараюсь раскрыть содержание программы факультативных курсов в виде доступных аннотаций.

Если мне надо сообщить много новых понятий и сведений, доказательств теорем, я прибегаю к лекции; если новый материал содержит факты, которые должны быть известны учащимся, — веду беседу; если же новый материал носит преимущественно практический характер. при изложении нового материала диктую учащимся новые определения, теоремы, свойства, учу их вести конспект.

Конспект учащегося является его основным учебным пособием, а потому стараюсь заботиться, чтобы он вёлся хорошо. Одной из важных задач факультативных занятий является выработка у учащихся навыков самостоятельной работы. Эта работа ведётся на факультативных занятиях глубже и шире, чем на уроках.

Я связываю отдельные темы факультативных занятий с обязательной программой, указываю на эту связь учащимся.

На факультативных занятиях я стараюсь воспитывать у учащихся такие качества, как независимость мышления, здравый смысл и наблюдательность. Показываю учащимся, что каждое решение допускает различные подходы.

Задачи, избранные в качестве контрольных работ, как правило, заимствованы из вариантов вступительных экзаменов по математике для поступающих в высшие учебные заведения. Большинство из этих задач содержат в себе "подводные камни", на которых из года в год "спотыкается" огромное количество абитуриентов. Умение обходить эти "камни" является одной из составляющих успеха на экзамене. Наиболее трудные и интересные задачи из этих контрольных мы разбираем на дополнительных занятиях.

Такие  занятия проводятся раз в неделю. 

Веду и  кружковую работу. Если факультативы в основном охватывают ребят старшего школьного возраста, то кружки привлекают ребят 5 – 6-х классов. Занятия в математических кружках носят в основном занимательный игровой характер. Но нельзя строить все изучение программного материала на одной только привлекательности, надо систематически упражнять усилие и волю учеников как на уроках, так и во внеклассной работе. Ежегодно в нашей школе проводится физико-математическая неделя, предусматривающий проведение олимпиад, весёлых уроков математики и физики, решение задач, развлекательную программу (КВНы, слёты эрудитов, викторины, конкурсы и т.д.).

Работа в кружке, подготовка математического вечера и другие виды совместных работ воспитывают у учащихся чувство коллективизма, способствует более тесному контакту между учителем и учащимися, что благотворно в учебной работе.

Содержательная работа факультативных групп, математических кружков, система внеклассных мероприятий по предмету, самостоятельная работа учеников создаёт общую увлечённость учащихся математикой. У многих моих воспитанников раскрывается склонность к этой науке, определяющая выбор профессии.

 

Скачать полный текст (в формате MS Word 2007)

Категория: Из опыта работы. | Добавил: денис82 (21.11.2014) | Автор: Котопуло А.С.
Просмотров: 1811 | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]