Физкультминутка - элемент современного урока
Методика проведения
физкультурных минуток
Движение – ведущая функция всего живого. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребёнка.
Обучение в школе – серьезная нагрузка для ребенка. Дети мало двигаются, подолгу сидят на месте, у них возникает гиподинамия и нарастает статическое напряжение в мышцах. С каждым годом обучения возрастает необходимость перерабатывать все больший объем зрительной информации,
и как следствие – зрительный аппарат школьника испытывает постоянное перенапряжение. Все это создает предпосылки для развития у детей отклонений в состоянии здоровья – нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточного веса, увеличивается риск возникновения заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, нарушения обмена веществ.
В этой ситуации все чаще приходится задумываться, как школа может повлиять на улучшение состояния здоровья школьников.
С учетом особенностей детского организма физиологи и гигиенисты рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине урока (если он длится не менее 40 мин). На это следует обратить внимание при организации урока, так как от уровня его гигиенической рациональности во многом зависит состояние школьника в процессе учебной деятельности, его умственная работоспособность, преждевременное утомление.
Длительность физкультминуток обычно составляет 1-2 мин и включает комплекс из 3-4 упражнений, повторяемых 4-6 раз.
Виды физкультминуток:
- упражнения для снятия общего и локального утомления;
- упражнения для кистей;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для улучшения слуха;
- упражнения для профилактики плоскостопия;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
Упражнения для проведения физкультминуток следует подбирать в зависимости от вида урока, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны.
Проводятся физкультминутки на начальном этапе утомления, при сильном утомлении упражнения не дадут желаемого результата.
Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
Нужно позаботиться о том, чтобы упражнения подбирались с учетом индивидуальных особенностей школьников и имели развивающий характер. При их выполнении у детей развивается творческое мышление, фантазия, воображение. Лучше подобрать упражнения в виде игр и сказок.
При выполнении физкультминуток возможны следующие ошибки:
- недостаточная амплитуда движений;
- подбор движений без учета вида деятельности на данном уроке;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений.
Небольшая двигательная нагрузка, включение двигательных пауз в школьные занятия предупреждает развитие переутомления. Динамические паузы на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный уровень учащихся, снимают статические нагрузки. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.
Ребята с радостью откликаются на физкультминутки. Важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир доброты, красоты, юмора. Главное, чтобы физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию.
Предлагаем Вашему вниманию подборку динамических пауз, физкультминуток и релаксаций для уроков.