Влияние родительских установок на развитие личности ребенка
«Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус».
Локк Джон (17 век, Англия)
«Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой».
Монтень Мишель де(16 век, Франция)
Типы установок |
Словесная характеристика |
Способ общения с детьми |
Последствия в развитии ребенка |
Благосклонность, доброжелательность и любовь |
Ребенок-центр моих интересов |
Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком |
Чувство безопасности, нормальное развитие |
Явное отчуждение |
Ненавижу детей, не стану из-за них расстраиваться |
Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки |
Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития |
Чрезмерная требовательность |
Не хочу иметь такого ребенка, каков он есть. Можно было бы сменить на лучшего. |
Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает |
Неуверенность в себе, страх |
Чрезмерная опека |
Делаю все для ребенка, всего себя посвящая ему |
Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности |
Замедление социализации, неспособность проявлять самостоятельность, инфантильность |
Правила: как общаться с ребенком
Самое главное правило: любите своего ребенка, и пусть он никогда в этом не усомнится!
Принимайте его таким, как он есть -со всеми его достоинствами и недостатками!
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Правило 2: Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1) возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
2) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Правило 5. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо «активно» выслушать.
Правило 6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме «Я- высказывания».
Правило 7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех»- привычных или автоматических реакций: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др.
Правило 8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.
Правило10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:
- их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
-родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
-правила должны быть согласованы взрослыми между собой;
-тон, в котором сообщается требование или запрет, долен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило 11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно.
Правило 12. Следует применять санкции, а не наказания.
Что нам мешает слышать ребенка?
- Приказы, команды, отрицающие чувства. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы: «Прекрати плакать!»-обида у ребенка гарантирована.)
- Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты еще раз упадешь в эту лужу…)
- Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен… Учиться –это твой долг…- Они вызывают скуку, потом агрессию и чувство вины.)
- Советы и готовые решения. (Я бы на твоем месте… Не послушалась, вот и …-Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
- Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоем возрасте… - Вызывают борьбу и месть.)
- Критика, выговоры, обвинения. (Все из-за тебя…Вечно ты…- Результат: избегание неудач, низкая самооценка.)
- Обзывания и высмеивания. (даже шутливые)
- Догадки и интерпретация. (Небось опять… Я тебя насквозь вижу…)
- Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного…)
- Отшучивание. Уход от разговора (анекдот и т.п.- в этом есть пренебрежение).
Как дать ребенку почувствовать себя значимым?
- Общение на равных. Уровень глаз.
- Спрашивать у детей совета.
- Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
- Просить помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
- Одобрение вообще (в целом).
- Поддержка в трудной ситуации.
- Не сюсюкать с ребенком. Разговаривайте как со взрослым.
- Встречать и провожать как лучшего друга.
- Если вы не правы, просите прощения.
- Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
- Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями.
- 100%-ное внимание 15 минут каждый день.
- Концентрируйте внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
- Телесный контакт 2-3 раза в день минимум.