Суббота
21.12.2024
19:19
Форма входа
Поиск
Опрос















МОУ "Средняя общеобразовательная школа №16"

Влияние родительских установок на развитие личности ребенка

«Родители, поощряя капризы детей и балуя их, когда они малы, портят в них природные задатки, а потом удивляются, что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус».

Локк Джон (17 век, Англия)

«Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. В суровости и принуждении есть нечто рабское, я нахожу, что то, чего нельзя сделать с помощью разума, осмотрительности и умения, никак нельзя добиться силой».

Монтень Мишель де(16 век, Франция)

Типы установок

Словесная характеристика

Способ общения с детьми

Последствия в развитии ребенка

Благосклонность, доброжелательность и любовь

Ребенок-центр моих интересов

Ласковое обращение, непринужденная игра с ребенком

Чувство безопасности, нормальное развитие

Явное отчуждение

Ненавижу детей, не стану из-за них расстраиваться

Отчуждение, избегание контактов, жесткие поступки

Агрессивность, замкнутость, замедление эмоционального развития

Чрезмерная требовательность

Не хочу иметь такого ребенка, каков он есть. Можно было бы сменить на лучшего.

Никогда не хвалит, отсутствует система поощрений, «ищет дырку в целом», часто ругает

Неуверенность в себе, страх

Чрезмерная опека

Делаю все для ребенка, всего себя посвящая ему

Торопливость, чрезмерное подстраивание под настроение ребенка, ограничение его самостоятельности

Замедление социализации, неспособность проявлять самостоятельность, инфантильность

 

Правила: как общаться с ребенком

Самое главное правило: любите своего ребенка, и пусть он никогда в этом не усомнится!
Принимайте его таким, как он есть -со всеми его достоинствами и недостатками!

Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
Правило 2: Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:
1) возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому;
2) по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
Правило 3: Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 4: Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
Правило 5. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо «активно» выслушать.
Правило 6. Если поведение ребенка вызывает у вас «отрицательные» чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме «Я- высказывания».
Правило 7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком «12 помех»- привычных или автоматических реакций: приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения и др.
Правило 8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.
Правило 9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка.
Правило10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:
- их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
-родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка;
-правила должны быть согласованы взрослыми между собой;
-тон, в котором сообщается требование или запрет, долен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Правило 11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно.
Правило 12. Следует применять санкции, а не наказания.

 

Что нам мешает слышать ребенка?

  1. Приказы, команды, отрицающие чувства. (Ребенок плачет, расшиб коленку, мы: «Прекрати плакать!»-обида у ребенка гарантирована.)
  2. Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если ты еще раз упадешь в эту лужу…)
  3. Мораль, нравоучения, проповеди. (Каждый человек должен… Учиться –это твой долг…- Они вызывают скуку, потом агрессию и чувство вины.)
  4. Советы и готовые решения. (Я бы на твоем месте… Не послушалась, вот и …-Советы не работают, потому что они всегда сверху, они раздражают.)
  5. Доказательства, нотации и выводы. (Пора бы уже знать, что мальчики в твоем возрасте… - Вызывают борьбу и месть.)
  6. Критика, выговоры, обвинения. (Все из-за тебя…Вечно ты…- Результат: избегание неудач, низкая самооценка.)
  7. Обзывания и высмеивания. (даже шутливые)
  8. Догадки и интерпретация. (Небось опять… Я тебя насквозь вижу…)
  9. Сочувствие на словах, уговоры. (Успокойся, это ерунда. Не обращай внимания. Ничего страшного…)
  10. Отшучивание. Уход от разговора (анекдот и т.п.- в этом есть пренебрежение).

 

Как дать ребенку почувствовать себя значимым?

  1. Общение на равных. Уровень глаз.
  2. Спрашивать у детей совета.
  3. Интересоваться планами ребенка и их учитывать.
  4. Просить помощи в чем-либо. После этого не критиковать.
  5. Одобрение вообще (в целом).
  6. Поддержка в трудной ситуации.
  7. Не сюсюкать с ребенком. Разговаривайте как со взрослым.
  8. Встречать и провожать как лучшего друга.
  9. Если вы не правы, просите прощения.
  10. Позволяйте ребенку выражать свои чувства и делитесь своими.
  11. Позволяйте детям делать ошибки и встречаться с их последствиями.
  12. 100%-ное внимание 15 минут каждый день.
  13. Концентрируйте внимание не на ошибке, а на том, как выйти из сложной ситуации.
  14. Телесный контакт 2-3 раза в день минимум.